- Я из тех, кого выдвинули, а задвинуть не могут, - смеется Светлана Геннадьевна. - Я как-то незаметно стала членом профсоюзного комитета школы, когда пришла работать. Потом предыдущий председатель, уходя с поста, сказала мне, что другой кандидатуры на это место не видит. Все поддержали. В юности, кстати, я была председателем комсомольской организации школы. В вузе - членом комитета комсомола своего факультета. Я считаю, что общественная работа должна быть всегда, и нельзя к ней относиться равнодушно. Начинать было легко: предыдущие председатели подняли работу на должный уровень, создали авторитет первички, смогли выстроить прекрасные отношения с директором. С Тамарой Петровной Рябцевой мы проработали вместе 20 лет (из них 11 я была председателем профсоюзного комитета). Она как руководитель учреждения и наша профсоюзная организация были отличными социальными партнерами. Активно сотрудничали и всегда могли прийти к компромиссу. Тамара Петровна сама была членом профсоюза и поддерживала нас во всем.

Ведь мы профессиональный союз. Мы все работаем в одной сфере, и важно идти в одном направлении. Я считаю, что всегда нужно стремиться к конструктивному диалогу с руководителем учреждения. Поэтому выбирать председателя профсоюзной организации школы всегда крайне тяжело. Мне хотелось найти человека, который выдержит и не побоится сложностей. В сентябре этого года мы выбрали новым лидером первички Веру Акульшину, я о ней думала еще три года назад. Теперь, надеюсь, профсоюзная жизнь в коллективе вновь наладится. Это моя боль: раньше в профсоюзе состояло почти 100% работников школы, а теперь 51%.
У нас всегда была сильная первичная организация. Коллективный договор школы стал первым в истории коллективных договоров учреждений образования Бердска. Многие пункты нашего договора давно утвердили то, что сегодня только вносят на уровне города и области. Например, гарантированная часть заработной платы учителей у нас 80%.
- Трудно ли было начать работу в городской профсоюзной организации?
- Очень. Колоссально сложно. Во-первых, я понимала, что меня будут сравнивать с предыдущим профсоюзным лидером Полиной Владимировной Сенчило. Я ведь не имела опыта работы на уровне города, только методическое объединение, но это не тот масштаб. Хотя, с другой стороны, ее авторитет как председателя горкома мне помогал и помогает. Помню ее слова: «Мне в свое время говорили: надо возглавить профсоюзную городскую организацию, так и тебе говорю. Я тебя растила, теперь и ты работай на город». Спасибо ей за труд, который она проделала в тяжелейшие годы перестройки и кризиса. Полина Владимировна мой учитель по жизни. Она была моим преподавателем биологии, а потом стала и наставником в профсоюзной работе.
Во-вторых, я, в принципе, непубличный человек. Люблю помолчать. Но здесь молчание - не золото, надо постоянно доносить информацию до людей, бесконечно говорить о делах профсоюза.
Теперь я понимаю, как сложно совмещать две работы. Невозможно постоянно полноценно отдаваться и одной, и второй. Конечно, я стараюсь, но это труд не во благо себе. Задолго до занятий я уже в школе, готовлюсь к урокам. Сразу после занятий ухожу в горком, там меня ждут люди, общаюсь с педагогами, руководителями. Домой иду уже поздним вечером.
Наши успехи во многом зависят от отношения руководителей к профсоюзу. Меня очень поддерживает директор Управления образования и молодежной политики города Бердска Жанна Тузова. Мы работаем сообща на всех наших мероприятиях и во время проверок. Я всегда могу обратиться к Жанне Леонидовне, чтобы вместе найти решение. Это очень хороший социальный партнер, как и многие руководители образовательных дошкольных организаций.
За эти три года с председателями первичных профсоюзных организаций города у нас сложились хорошие рабочие, а с кем-то и дружеские отношения. Многие из них мудрее меня и по возрасту, и по профсоюзному опыту. Поэтому они могут рассказать, как было раньше, посоветовать, как лучше сделать сегодня. Это моя команда.
- Какие основные проблемы отрасли вы видите?
- У педагогов это жилищный вопрос и реально низкий уровень заработной платы. Те зарплаты, о которых сегодня пишут и которые считаются высокими, - это полторы, а то и две ставки, плюс классное руководство и другие доплаты. Пока не решим эти проблемы, не сможем удержать молодежь в профессии.
Особая боль - низкие оклады обслуживающего персонала. Ведь без труда этих людей не сможет работать ни одно образовательное учреждение. Сложность в том, что заработную плату они получают из муниципального бюджета, а остальные - из областной субвенции. Поэтому у них маленький стимулирующий фонд. Над этой проблемой работает обком профсоюза, но решение зависит и от Министерства труда, которое разрабатывает эти должностные оклады.
Что волнует в профсоюзной сфере - численность организации и мотивация для вступления. Когда я слышу фразу: «Профсоюзы ничего не делают», то понимаю, что это только нежелание платить взнос. За годы работы я не встретила человека, который бы смог более глубоко и осознанно обосновать мне свои мотивы выхода из первичной профсоюзной организации. Я рассказываю им про все дела и достижения первичной и городской организации, обкома и Общероссийского Профсоюза образования в целом. Они слушают, кивают, но зачастую все-таки пишут заявление о выходе.
Увы, сегодня и некоторые директора отговаривают людей вступать в профсоюз. Я все это время думаю, что сделать, как найти контакт с руководителями, что я как профсоюзный лидер могу им предложить, как заинтересовать. Если решу этот вопрос, то распространю свой опыт на всю Новосибирскую область.
Еще Полина Владимировна использовала такое понятие, как «социальный паразитизм». Те, кто готов что-то изменять, будут за это бороться, а остальные «паровозом» проскочат, прицепятся. И, к сожалению, социального паразитизма становится все больше. Как историк я могу это понять, но внутренне не принимаю. Сегодня нам насаждают ценности не коллективизма, а индивидуализма, где каждый сам за себя.
Например, в 2007 году весь сибирский регион хотели лишить 25% районного коэффициента. Это касалось абсолютно всех слоев населения, люди потеряли бы четверть заработной платы. Кто отстоял надбавку? Профсоюзы Сибири, которых поддержали пенсионеры. Странно было наблюдать, как люди, проходя мимо и узнавая, по какому поводу митингуем, не поддерживали нас. Они просто говорили, что если мы отстоим районный коэффициент, то они тоже этим будут пользоваться. И шли дальше.
2018 год, пенсионная реформа. Поднят не только общий пенсионный возраст для мужчин и женщин, увеличен и срок выхода на досрочную пенсию для педагогов. Кто добивался сохранения действующего порядка назначения досрочной пенсии педагогическим работникам? Профсоюз - союз профессионалов, коллектив единомышленников!
Но когда я общаюсь с молодым поколением (мне 50, а им 20-30 лет), вижу, что многие из них за профессиональные союзы и считают, что эта общественная организация должна быть. Это очень радует. Вообще молодые учителя менее зашорены, открыты новому, с ними интересно. В нашей школе пять молодых педагогов. Я учусь у них общаться, искать необычные решения, действовать в разных ситуациях, а самое главное - выходить за пределы стереотипа, не бояться искать ответы и спрашивать, если чего-то не знаешь.
- Знают ли ученики о вашей профсоюзной работе?
- Старшим школьникам могу рассказать об общественной работе в контексте темы «Формирование гражданского общества». И выпускникам обязательно говорю о нашей организации, они должны понимать, какую роль могут сыграть профсоюзы в их профессиональной жизни. Объясняю, как важно развивать социальное партнерство и находить обоюдно правильные решения.
- В чем ваш источник силы и вдохновения?
- «Согласилась» - это первое, что меня стимулирует. Я сама дала согласие на такую работу, меня никто не заставлял. Дома, конечно, я могу постонать, но не более того. Для меня лидер - это тот, кто может зацепить и держать аудиторию, быть интересным, востребованным, целеустремленным, умеет ставить цель и добиваться результата. Как бы ни было сложно. Учусь быть таким лидером.
- Какие у вас планы и мечты на будущее?
- Как педагог очень хочу, чтобы мой 9‑й «В» класс сдал экзамены. Хочу, чтобы мои ученики были успешны во всех конкурсах, олимпиадах, болею за них так, будто сама участвую. Все мечты вокруг детей.
Как профсоюзный лидер мечтаю, чтобы работники образовательных учреждений поняли значимость профсоюзной организации, осознали, что профсоюз - это они, а не мифическое «оно». Мечтаю услышать не «что даст мне профсоюз?», а «что я могу предложить, чем могу помочь профсоюзному движению?». Ведь многие задачи можно решить, если нас будет больше, если мы будем работать сообща.

Дина АБРОСИМОВА, специалист по информационной работе Новосибирской областной организации Общероссийского Профсоюза образования