Это не игра в науку. Оргкомитет конкурса открывает реальные возможности внедрения проектных разработок сегодняшних школьников в основу технологий будущего.
Конкурс для всех возрастов
Оргкомитет не ограничивает возраст участников. Заявить о своем исследовании может даже первоклассник. Однако для разных возрастных категорий различаются нюансы участия.
1‑7‑е классы. Ребята делают свой первый шаг к науке, общаются с экспертами, получают рекомендации, представляют проекты и пробуют себя в роли исследователей и изобретателей. Особое внимание уделяется тому, как ребенок обосновывает значимость своей работы и проводит защиту темы.
8‑10‑е классы. Старшеклассники рассматриваются как перспективные исследователи и разработчики, их работы проходят серьезный конкурсный отбор. Авторов лучших работ могут пригласить на научно-технологическую программу «Большие вызовы» в образовательный центр «Сириус» в Сочи. Там ребят ждут лекции и мастер-классы российских ученых-экспертов, встречи с ведущими предпринимателями страны, а главное - ежедневные практические занятия вместе с учеными и сотрудниками инновационных предприятий в лабораториях и мастерских парка науки и искусства «Сириус».
11‑е классы. Пока конкурс не включен в Перечень школьных соревнований, победа в которых дает льготы при поступлении в высшие учебные заведения. Однако будущие абитуриенты могут воспользоваться преимуществом при поступлении в вузы - партнеры МГК: Курчатовский институт, МФТИ, РНИМУ имени Н.И.Пирогова, РЭУ имени Г.В.Плеханова и МГПУ. Условия поступления нужно уточнять в приемной комиссии конкретного вуза.
Как участвовать?
Соревнование проходит в три этапа: школьный, межрайонный и городской. В первых двух могут участвовать ученики 1‑11‑х классов. Последний проводится для 8‑11‑х классов в два тура - заочный и очный.
Первый этап конкурса пройдет в ноябре-декабре. Он представляет собой защиту темы, ее актуальности и плана работы. Прием заявок ведется на сайте конкурса mgk.olimpiada.ru. На второй этап, который проходит с 10 января по 10 февраля, школьники загружают работы в личные кабинеты, а после замечаний и рекомендаций экспертов отправляют доработанный проект. На городской этап проекты будут приниматься с 14 февраля. С точными датами проведения третьего этапа можно будет ознакомиться на сайте конкурса.
- Это конкурс для тех, кто готов выйти за рамки школьных предметов. Нам важно, чтобы дети смогли ближе ознакомиться с наукой, понять, чем отличается проект от исследования. Хочется, чтобы участники понимали, что реферат нельзя назвать исследованием, оно включает в себя совершенно другую подготовку, - рассказывает координатор соревнования, начальник отдела конкурсов и проектов Центра педагогического мастерства Ольга Папкова. - В рамках работы над проектом или исследованием ребята учатся пользоваться литературой и источниками, искать научное обоснование своих идей.
Для участия школьникам рекомендуется найти научного руководителя, который поможет в подготовке работы. В роли него может выступить учитель, преподаватель вуза или колледжа, научный сотрудник, родитель. Но можно выполнить работу и самостоятельно, это не повлияет на итоговую оценку проекта.


Вклад в науку будущего
Конкурс проходит по шести направлениям: инженерное, медико-биологическое, научно-технологическое, гуманитарное, экономическое и психолого-педагогическое. В этом году организаторы публикуют список рекомендованных тем, который включает приоритетные для современной науки задачи. Школьник может выбрать любую тему из интересующего его направления.
- Мы приучаем детей обращать внимание на то, что на сегодняшний день является актуальным, а что нет. Стараемся сделать так, чтобы школьники не копировали разработки, создавая очередную «пушку Гаусса» (одна из разновидностей электромагнитного ускорителя массы), а предлагали свои идеи. То есть не воспроизводили существующие разработки, а продумывали собственные, - добавляет Ольга Папкова.
По словам организаторов, хорошо проработанные проекты, но не востребованные обществом, проигрывают более инновационным идеям.
- Перед детьми поставлены задачи, которые требуют решения, - говорит Ольга Папкова, - и ученые действительно не исключают возможность того, что идеи юных исследователей помогут развить инновационные направления значительно быстрее. Среди победителей конкурса оказываются ребята с очень серьезным уровнем подготовки, к примеру, Иван Заичкин стал одним из разработчиков спутников «СириусСат-1» и «СириусСат-2», которые в августе этого года были запущены на орбиту Земли!