​- Андрей, два года назад, к великой радости фанатов, 5’nizza объявила о воссоединении, в 2017‑м вы выпустили альбом «КУ». Как сейчас складывается ваша работа с Сергеем Бабкиным?
- У меня три сольных проекта, у Сергея тоже свои дела, еще он задействован на телевидении. Параллельно мы работаем над новым материалом. Подробностей раскрывать не буду, но эта песня долго создавалась, идея мне пришла еще лет десять назад. Это будет англоязычный сингл, мы представим его на фестивале Sziget в Будапеште. Это крупный фестиваль, на котором выступали такие группы, как Muse, The Prodigy, Placebo и другие звезды мирового уровня.
- Музыкальные интернет-сервисы часто определяют музыку SunSay как рэп. Вы сами с этим согласны?
- Нет, точно не рэп, это скорее ближе к соул- и фанк-музыке 60‑х годов. Но формат для меня условность, я не заточен в него, как в тюрьму. Моя музыка - это постоянный эксперимент. Благодаря тому что SunSay - мой сольный проект, я волен там делать все что захочу, реализовывать любые идеи.
- В начале этого лета вы презентовали свой новый хип-хоп-проект «кАчевники» и выпустили альбом «Бодрый». Планируете с ним по­ехать в тур по России?
- Мы с большим удовольствием поедем в тур по России. У «кАчевников» другая, более радикальная музыка, интересно посмотреть на реакцию на нее. Мы, то есть Слава Семенченко (Fame) и Ден Михальченко (Den Da Funk), просто в восторге от того, что делаем. Это наше видение хип-хопа, оно кардинально отличается от того, что популярно сейчас. Это такой олдскул а-ля 90‑е. Также в музыке «кАчевников» присутствует и джазовое звучание. Со Славой вообще интересная история получилась. Мы познакомились с ним на улице совершенно случайно, и из этой встречи родился проект. Это самое классное, что можно себе представить, - спонтанные встречи. Во время путешествий мне вообще нравится, например, зайти куда-то, где играют музыку, и поимпровизировать. В такие моменты я особенно счастлив.
- Это, конечно, избитая тема, но не кажется ли вам, что при сегодняшнем информационном изобилии музыка обесценилась? Как вы оцениваете состояние современной музыкальной сцены?
- Сейчас очень много танцевальной музыки. Вся модная музыка основана на очень примитивном начале. Я понимаю, когда такую музыку слушают в клубе, где специально собираются, чтобы потанцевать. Но люди ее ставят в машинах, дома, она звучит в магазинах - везде!
Сам я всегда, особенно сейчас, двигался в сторону слова, текста. Я всегда вдохновлялся Леонардом Коэном и Бобом Диланом. Еще русскоязычной поэзией. Вот сейчас слушаю много советской музыки. Вознесенский, Рождественский писали стихи, Бабаджанян писал музыку, это был союз очень талантливых людей, каждый из которых силен в своем, на выходе получались настоящие шедевры. К такой модели мне и хочется прийти. Что касается моды, меня это всегда мало интересовало, честно говоря. Я как-то заглянул в iTunes, но понял, что никого не знаю. Полистал немного, чтобы узнать, что люди слушают. Ничего особенного нет, в основном рэп. Наверное, на большом звуке такая музыка звучит впечатляюще, в условиях, когда люди собираются огромной толпой. А как такое слушать, например, в наушниках, не знаю. Да и в плане текстов можно было бы в это вложить какой-то смысл.
Не могу говорить за все, но мейнстрим достаточно слабый и поверхностный. Я не против современной музыки, но она просто мне не очень интересна. Да и чем старше я становлюсь, тем более по душе старое, но это не снобизм. Я уверен, что современная форма может стать основой для чего-нибудь классного, может быть, люди уже это делают, просто я не в курсе.
- Кстати, о новом поколении. Как ваша дочь Соня воспринимает вашу музыку?
- По ее мнению, моя музыка скучноватая (смеется). Ей больше нравятся корейские группы. В общем, меланхолия не детская тема, а я понимаю, что нельзя все время быть в каком-то расслабленном состоянии, нужно давать и что-то концентрированное. Ей постоянно приходят в голову всякие творческие идеи. Я ей предлагал стать моим менеджером в будущем, но ее тянет больше на актерскую стезю. Она мне помогает писать альбомы. В свое время она придумала слова Happy People, и у меня из них родилась одноименная песня. Соня очень своевольная. Как-то раз мы на Бали делали клип на песню Love Manifest, где она играла мою дочь, и по сюжету мы с ней ссорились, и она уходила от меня куда глаза глядят. Так вот, она отказывалась это делать: «Пап, так только плохие дочки поступают, я так не буду делать».
- Расскажите, пожалуйста, о своем участии в «Евровидении»-2016.
- Ух, это интересный опыт, да и резонанс получился большой. Я сначала хотел отказаться. Но, никогда не попробовав, не скажешь «мое - не мое», верно? На конкурс я выдвинулся именно с песней Love Manifest, она меня очень хорошо выразила тогдашнего. Это все интересно, но я бы сейчас не стал участвовать.
- В одном из интервью вы упоминали, что в Нью-Йорке встречались с актером и режиссером, лауреатом премии «Оскар» Шоном Пенном. Как так вышло?
- С Джоном Форте (один из самых успешных и влиятельных музыкантов и продюсеров Америки, известный своим сотрудничеством с мультиплатиновой группой The Fugees. - Прим. авт.) мы выпустили песню Wind Song, которая попала в американские чарты. У нас должен был состояться совместный концерт в Нью-Йорке. Оказалось, Шон Пенн тоже слышал нашу песню, еще он послушал то, что мы с группой SunSay делаем на русском языке, и предложил встретиться. Кстати, сам Шон Пенн живет в Майами, а в Нью-Йорк его пригласили в жюри фестиваля независимого кино. И после концерта Шон позвал нас к себе в гостиницу, мы общались несколько часов. Шон ставил музыку, которая ему нравится, он любит старый блюз, кантри. А мы ему песни Высоцкого поставили. Он был удивлен его творчеством, наверное, ему сложно было его воспринять без знания языка. По возможности я что-то переводил. Шон Пенн вообще очень интересный и глубокий человек. Очень жаль, что мы не обменялись контактами.
- В спортивном мюзикле «Лед» звучит песня «Я - солдат» группы 5’nizza. В ближайшее время будете участвовать в каких-то еще кинопроектах?
- Не знал, это забавно... Хотя да, я помню, что мы что-то такое подписывали, но сам фильм я еще не посмотрел. Сейчас ко мне обратилась компания, которая занимается поддержкой экологии на Камчатке. Они будут снимать фильм про Камчатку. И мы записываем для них саундтрек, он уже почти готов. Это приятное мероприятие, в котором хочется поучаствовать. Там невероятно красивые кадры с фантастической природой Камчатки.
- Андрей, есть ли в мире географические точки, которые вы бы могли назвать местами силы? Любите путешествовать?
- Люблю, конечно. Мне нравятся Гонконг, Сингапур, часто езжу на Бали, поскольку моя дочь живет там. Много путешествую по Азии. А еще очень интересны скандинавские страны, я бы туда съездил. Смысл путешествия не в том, чтобы далеко уехать, а чтобы получить вдохновение для создания нового. Недавно я несколько дней прожил на окраине Киева. Я наблюдал за жизнью людей в спальных районах, зачастую не очень благополучных. И это меня очень вдохновляло. Или можно ездить по умопомрачительно красивым городам Европы, будешь смотреть, наслаждаться. Но не напишешь же песню о прекрасной архитектуре?! Важно про жизнь писать, понимать людей и писать для них. Артист неактуален, если между ним и слушателем пропасть. Я очень стараюсь, чтобы эта пропасть не возникала. Недавно я ездил в Индию, в штат Бихар, в городок Бодх-Гая, где Будда познал просветление. Бодх-Гая - очень бедный штат, ниже уровня жизни я просто не могу себе представить. Но само по себе место Бодх-Гая настолько волшебное, как оазис. Я бы не сказал, что это место, где я буду постоянно что-то творить. Там можно побыть несколько дней, почувствовать какую-то мощную связь с источником, как и в любой святыне, где произошло что-то большое. Такие места вдохновляют, вообще природа всегда вдохновляет. Если человек часа полтора-два на природе сам с собой проводит, голова прочищается, приходят новые идеи. Природа в этом смысле универсальная штука. Везде она, к счастью, пока есть. И я стараюсь, чтобы она продолжала существовать, поэтому поддерживал и поддерживаю начинания, которые связаны с экологией.
- А что привело вас к дзен-буд­дизму?
- Началось с того, что я встретил человека, который этим занимался, мне стало интересно, я ему задал кучу вопросов. Потом, когда уже пришел к учителю, окончательно убедился, что это мое. Ну то есть не осталось сомнений вообще, как-то все сразу сложилось. Сейчас вообще модно следовать восточным направлениям, но я не из тех, кто в этом деле будет руководствоваться соображениями моды. Если уж ты увлекся дзен-буддизмом из любопытства и ради накопления информации, то это ни к чему в итоге не приведет. Мне вообще не так важно, к какой религии человек себя причисляет, важно, чтобы он совершал дела и поступал согласно собственному чувству, чтобы вокруг все наращивало гармонию и углубляло понимание твоего истинного пути. Я практикую серединный путь - ты можешь быть кем угодно, делать что угодно, начать практиковать в любой ситуации и любом месте. Хотелось бы достичь состояния, в котором находится мой учитель, но уже сейчас моя жизнь стала легче и понятнее, чем до практик.
- Вы не раз говорили, что сидите на «информационной диете». Поделитесь своим меню, пожалуйста.
- Человеку надо найти то, что ему по-настоящему интересно. Если его засасывает какая-то волна информации, от которой он не может ничего взять, надо это немедленно прекратить и не воспринимать. Очень помогает все время задавать себе вопрос: зачем я это сейчас делаю? Когда ты учишься чему-либо, очень полезно брать нужную тебе информацию. А когда ты просто потребляешь информацию, которую тебе дают какие-то СМИ, - совсем другое. Причем стопроцентной правдой никто не обладает. Если человек хочет разобраться в какой-то ситуации, он должен сам найти максимум источников информации, переварить их, а затем уже сделать выводы. У меня нет времени настолько глубоко зарываться в новостные ленты. Если я вижу какую-то информацию, я неизбежно ее подвергаю сомнению.
- А как же общение с фанами в соцсетях? На него же тоже нужно время.
- В соцсетях некоторое время я отвечал поклонникам, потом перестал это делать. Сейчас иногда отвечаю. В Фейсбуке я общаюсь с людьми, которых добавляю в друзья. Их не так много. Иногда я случайно с кем-то знакомлюсь, мы можем обменяться контактами, потом этот человек мне какие-то свои музыкальные записи присылает, я слушаю. Но послушать то, что люди хотят, чтобы я послушал, и ответить всем на вопросы, даже с той небольшой славой, которая у меня есть, невозможно. Я больше поклонник живого общения. Но если с трепетом кто-то подходит общаться, то ничего хорошего не получается, ведь человек изначально ставит себя ниже. Я люблю общаться именно на равных. Мне кажется, важно понимать, что все мы, по сути своей, равны. Независимо от того, чем каждый из нас занимается. Кто-то отлично огороды высаживает, кто-то строитель отличный, кто-то талантливо поет. И нельзя сказать, что из всего этого важнее.

Досье «УГ»

Андрей Владимирович Запорожец (SunSay) родился 5 сентября 1979 года в Харькове. В детстве пел в капелле оперного театра, параллельно занимался тхэквондо. В начале 90‑х перед Андреем встал выбор - музыка или спорт. Андрей отдал предпочтение первому и поступил в Харьковский лицей искусств. Одну из первых своих песен - «Ты кидал» - Андрей написал, когда там учился. Там же в 1994 году он познакомился с Сергеем Бабкиным. Андрей Запорожец также окончил Харьковский национальный медицинский университет по специальности «педиатрия». В середине 1990‑х Андрей и Сергей организуют музыкальный дуэт: Сергей играет на гитаре, Андрей поет. К 2000 году образуется группа 5’nizza, она становится очень популярной. В 2007 году Андрей основывает свой проект SunSay. Дебютный альбом SunSay записывался в Санкт-Петербурге в студии «Добролет» в 2007 году под руководством известного музыканта Андрея Алякринского.