Увы, историческая необразованность нынешнего молодого поколения сродни катастрофической неграмотности в Российской империи, характерной для конца XIX века. По данным переписи населения 1897 г., неграмотными в ту пору были 78% граждан страны, а грамотными считались уже те, кто утвердительно отвечал на вопрос, умеет ли читать.
…На шестой день после октябрьского переворота, как пока называют это событие и сами его участники, 31 октября (13 ноября по новому стилю) 1917 г., нарком просвещения А.В.Луначарский в обращении к гражданам России объявляет главные направления деятельности правительства в области образования: «Введение всеобщей грамотности, организация единой советской школы, развитие всех видов школы для взрослых, сотрудничество педагогов и сил общественности, улучшение положения учителей». Так начинались коренные, революционные преобразования в бушующей стране…
29 октября - 4 ноября 1918 г. на I Всероссийском съезде союзов рабочей и крестьянской молодежи в Москве принимаются программа РКСМ и особая резолюция - о культурно-просветительной деятельности. Они ставят задачу участия молодежи в строительстве новой культуры, для чего предусматриваются издание газет, журналов, брошюр, создание курсов, университетов, школ и студий, организация клубов, читален, различных кружков. О том, что новая власть рассчитывает на участие молодежи в культурно-просветительной работе, говорит в беседе с делегацией съезда В.И.Ленин. На II Всероссийском съезде РКСМ 5‑8 октября 1919 г. просвещение деревни путем организации народных домов, изб-читален, клубов, народных театров признавалось важной задачей комсомола.
26 декабря 1919 г. публикуется декрет СНК «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Примечательно, что главной целью ликвидации безграмотности была названа «возможность сознательного участия в политической жизни страны» ее граждан. В духе того революционного времени дело это вовсе не было добровольным. Отмечалось, что: «Все население Республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать или писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке, по желанию». Органам Наркомата просвещения «предоставляется право привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности все грамотное население страны, не призванное в войска, с оплатою их труда по нормам работников просвещения». А «уклоняющиеся от установленных настоящим декретом повинностей и препятствующие неграмотным посещать школы привлекаются к уголовной ответственности». Но предусматривались и, как сегодня сказали бы, приятные бонусы - обучающимся грамоте «рабочий день сокращается на два часа на все время обучения с сохранением заработной платы».
К участию в ликвидации привлекаются многие «организации трудового населения», в том числе и Союз коммунистической молодежи. К началу 1920 г. работа молодежи по ликвидации неграмотности приобретает массовый характер. Ликвидаторские пункты (ликпункты) открываются в народных домах, церквях, клубах, частных домах, в помещениях фабрик, заводов, учреждений. Центрами культурной жизни становятся и избы-читальни, и даже чайные…
19 февраля коллегия Наркомпроса утверждает Положение об организации дела просвещения народов нерусского языка на местах. И в то же время II губернская конференция Коммунистического союза рабочей молодежи Украины 19 февраля принимает резолюцию «О работе среди учащихся» и создает при губкоме комсомола школьный отдел.
27 февраля 1920 г. «Правда» сообщает, что коллегия Наркомпроса обратилась к А.В.Луначарскому с просьбой срочно ходатайствовать перед ЦК РКП(б) «о мобилизации партийных работников, знакомых с языками и бытом народов Востока, для работы в отделе просвещения национальных меньшинств».
6 апреля 1920 г. на совещании делегатов IX съезда РКП(б), посвященном проблемам просвещения, обсуждают «введение принудительного обучения». Н.К.Крупская выступает резко против.
В маленьком Нижнедевицке, что на Воронежчине, уездная комиссия по ликвидации безграмотности 12 мая объявляет «мобилизацию всех лиц от 18 лет, получивших образование не ниже двухклассного начального училища, для борьбы с неграмотностью». Мобилизация! Как на войну!
И что сегодня как-то забывается, отходит на второй план, что каждый гражданин страны получил тогда возможность ликвидировать свою безграмотность на родном языке!
На II Всероссийском съезде ликвидации неграмотности говорят о состоянии дел ликбеза по стране, обсуждаются методы ликвидации неграмотности в политпросветработе, о ликвидации малограмотности. Съезд отправляет письмо В.И.Ленину с просьбой принять «звание почетного красного ликвидатора безграмотности» и принимает почти фантастическое решение «в первую очередь ликвидировать неграмотность среди организованного населения - членов партии, комсомола и профсоюзов, делегаток женотделов, членов советов, допризывников к 1 мая 1925 г.».
Но уже 20 августа 1923 г. выходит более взвешенный декрет СНК «О сети учреждений Народного комиссариата просвещения», в котором говорится о создании сети школ, пунктов ликбеза, изб-читален, политико-просветительных учреждений, вузов, научных учреждений. Признается необходимость разработки плана всеобщего обучения, рассчитанного на 10 лет.
Первые серьезные итоги подводятся в январе 1926 г. - 19‑24 января в Москве проходит I Всероссийский съезд общества «Долой неграмотность!», а 20 января газеты публикуют данные ВЧК ликбез - с момента издания декрета «О ликвидации безграмотности населения РСФСР» на территории республики обучены грамоте свыше 8 млн человек из 17 млн неграмотных. По стране работают 40 тыс. пунктов ликбеза.
…Да, взрослое поколение советской страны 1940‑х гг. благодаря долгой и упорной кампании по ликвидации безграмотности освоило азы этого важнейшего знания. А поколения победителей, их детей и даже внуков, воспитанные советской школой, получившие в большинстве своем прекрасное высшее образование, ставшее престижным, смогли выйти в космос, поднять целину, построить наукоемкие производства, освоить сложнейшую технику, воистину, как мечтали их прадеды в 1905 г., «будучи детьми великой страны», смогли «смело вступить в мирное соревнование… с прочими образованными народами…»

​Ольга ЖУКОВА, кандидат исторических наук