1. Денис Горелов. Родина слоников. М. : Флюид, 2018.
Первая книга лучшего (без вариантов) отечественного кинопублициста вышла в книжной серии «Книжная полка Вадима Левенталя». Горелов - он, натурально, гений. Когда он пишет о каком-то фильме, он не рассказывает собственно о кино. Он говорит о времени, об атмосфере эпохи, о каких-то мелочах, которые в ретроспективе оказываются куда более важными, нежели обозреваемый фильм.

2. Владимир Данихнов. Тварь размером с колесо обозрения. М. : Эксмо, 2018.
К сожалению, нынешним летом Владимир Данихнов скончался от рака, а по регламенту премии ее вручают только живым авторам. Тем не менее «Тварь размером с колесо обозрения» - одна из самых заметных книг этого года. В ней Данихнов описывает свои перипетии в борьбе с болезнью, и временами эта книга напоминает самые страшные романы Стивена Кинга, ощущение ужаса и беспросветности, даже вопреки авторской воле, прорывается на страницы.

3. Зиновий Зиник. Ермолка под тюрбаном. М. : Эксмо, 2018.
Необычное обращение к фигуре и эпохе Шабтая Цви, одной из важных фигур еврейской истории. И, кажется, это первое появление книги Зиновия Зиника, писателя-эмигранта, в конкурсе литературной премии «НОС». Посмотрим, как ее примут члены жюри.

4. Юрий Лейдерман. Моабитские хроники. Киев: Vozdvizhenka Art House, 2017.
Автор более известен как художник, но регулярно публикует свои стихи, прозу и эссе. Лауреат премии Андрея Белого за книгу «Олор», книга вышла в 2005 году в издательстве «НЛО». О его новом тексте лучше всего сказать словами издательской рецензии: «Моабит - берлинский район, в котором расположена мастерская Юрия Лейдермана. В первом приближении эту книгу можно счесть «дневником художника», однако при внимательном чтении в ней обнаружится нечто гораздо большее и нечто неуловимо меньшее».

5. Наталья Мещанинова. Рассказы. СПб : Сеанс, 2017.
Наталия Мещанинова больше известна как кинематографист, автор сценариев и режиссер («Еще один год» Оксаны Бычковой, «Аритмия» Бориса Хлебникова, «Комбинат «Надежда»). Эта книга - ее литературный дебют. Возможно, члены жюри поддержат начинающего автора, хотя нельзя сказать, что ее рассказы можно назвать новой словесностью, как трактуется одна из расшифровок аббревиатуры «НОС».

6. Анна Немзер. Раунд. М. : АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2018.
Анна Немзер - шеф-редактор и ведущая телеканала «Дождь», это ее третья книга. Весь роман построен на разговорах, разговорах в разных жанрах - интервью, допрос, сеанс у психо­аналитика, показания в зале суда, рэп-батл. Много внутренних монологов, много бесед с самим собой. Это похоже на нашумевший роман Антона Понизовского «Обращение в слух», который в свое время также попал в конкурс премии «НОС», но ничего не получил. Видимо, время подобной психоаналитической прозы уже прошло или еще не наступило.

7. Мария Степанова. Памяти памяти. М. : Новое издательство, 2017.
Книга уже вошла в шорт-лист литературной премии «Ясная Поляна», так что вряд ли ей светит попасть еще и в короткий список «НОСа». Текст же тем не менее примечательный: начинаясь как спотыкающееся повествование автора об истории своей семьи, он постепенно разрастается до философского эссе о механизмах работы человеческой памяти. Книг в жанре «автор в поисках корней» сегодня издается много, но «Памяти памяти» написана дивным языком, вызывающим ассоциации с прозой Набокова (последняя книга которого называлась «Память, говори»).

8. Эдуард Веркин. Остров Сахалин. М. : Эксмо, 2018.
Нашумевший (еще на стадии рукописи) роман известного российского фантаста, в котором одни видят некие евангельские пророчества, а другие подозревают, что вместо романа издательство выпустило недоработанный черновик, настолько плохо он написан. В любом случае дополнительное паблисити в случае попадания в шорт обеспечено.

9. Ксения Букша. Открывается внутрь. М. : АСТ, 2018.
Российские писательницы все чаще обращаются к темным и низким сторонам жизни, пишут о шизофрении или жизненном, душевном и семейном неблагополучии. «Открывается внутрь» Ксении Букши следует этой же традиции - там появляются довольно странные персонажи, все они как-то связаны с маршруткой номер 306, и еще этот прием «опущенных звеньев», когда главный герой одного рассказа эпизодически мелькает на заднем плане в другом. Если читали прозу британского романиста Джонатана Коу, тоже напичканную перекличками, сближениями, совпадениями, книга Ксении Букши сильно напоминает его последний роман «Номер 11».

10. Евгения Некрасова. Калечина-Малечина. М. : АСТ, 2018.
Девочка Катя живет с родителями в маленьком городе на 11‑м этаже обычного панельного дома, в котором она придумала для себя собственный сказочный мир, потому что миру за пределами квартиры Катя не нужна: в школе ее травят, взрослые на нее не обращают внимания. Хороший роман в духе школьного магического реализма. Вряд ли эта книга попадет в шорт, хотя шансы, на мой взгляд, есть.

11. Ольга Бешлей. Мой дикий ухажер из ФСБ. М. : Эксмо, 2017.
Смешные рассказы из жизни молодой девушки, переехавшей в Москву и делающей карьеру в журналистике. В общем, такими текстами полны ЖЖ и Фейсбук, но у Ольги Бешлей есть как минимум два конкурентных преимущества - великолепные самоирония и чувство юмора. Историю о том, как ей показалось, будто к ней придет с обыском ФСБ, и она искала, куда спрятать подаренный ей искусственный член, можно вносить во все антологии лучших юмористических рассказов. Правда, в том, что это принесет ее книге хотя бы попадание в короткий список премии «НОС», уверенности нет.

12. Григорий Служитель. Дни Савелия. М. : АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2018.
Книга написана от лица обычного кота, причем кот (зовут его Савелий) разговаривает на хорошем литературном языке, играючи цитирует классиков и прекрасно ориентируется в московской топонимике. Предисловие к книге написал Евгений Водолазкин, он же и открыл литературный талант Григория Служителя, в обычной жизни служащего актером. Соответственно и «Дни Савелия» - «проза актера», способность перевоплотиться в кого угодно ради реализации творческого замысла, да хоть в кота.

13. Александр Архангельский. Бюро проверки. М. : АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2018.
На мой взгляд, один из самых значительных русских романов нынешнего года. 19 июля 1980 года в Москву из стройотряда срочно возвращается Алексей Ноговицын, аспирант-философ. Ему в октябре защищаться, а после этого он планирует жениться на своей любимой девушке. У героя не все складывается в личной жизни - он не уверен в любви к своей девушке, а пуще того - должен скрывать, что является глубоко верующим человеком. В финальной сцене романа главный герой оказывается на похоронах Высоцкого. «Бюро проверки» - традиционный роман, качественная проза, старомодная и неторопливая. По нынешним временам именно такие тексты и становятся «новой словесностью».

14. Павел Пепперштейн. Предатель ада. М. : НЛО, 2018.
В литературу Павел Пепперштейн ворвался в 1999 году, когда вместе с Сергеем Ануфриевым написал «Мифогенную любовь каст», самый дикий и безумный русский роман девяностых. С тех пор он регулярно появляется в конкурсе премии «НОС», чаще всего со сборниками короткой прозы в жанре психоделического реализма. «Весна» и «Пражская ночь» в свое время претендовали на место в коротком списке и вызвали дискуссию между экспертами и членами жюри. Так что ничего нельзя исключать.

15. Юлия Яковлева. Жуки не плачут. М. : Самокат, 2018.
Крайне редкое явление: в конкурсе премии «НОС» Юлия Яковлева представлена детской книгой, к тому же это военная проза. Яковлева - поразительный автор, у нее одинаково хорошо получаются нон-фикшн о балете и, например, ретродетективы. Неожиданное появление в конкурсе литературной премии с книгой о приключениях детей в блокадном Ленинграде может иметь самые неожиданные последствия, например попадание этой необычной книги в короткий список премии.

16. Людмила Петрушевская. Нас украли. История преступлений. М. : Эксмо, 2018.
Людмила Петрушевская написала свой вариант иронического детектива, смешав его с сериальными штампами. Здесь присутствуют младенцы, которых подменили в роддоме, мать, умершая при родах, интриги и странные поступки, а уж по странным поступкам Людмила Стефановна у нас главный специалист.

17. Дмитрий Гаричев. Мальчики. М. : Октябрь, 2018 (№4).
Единственный текст, который на момент попадания в длинный список не был книгой, - это журнальная публикация. Честно говоря, не совсем понятно, за что эта повесть с довольно скромными литературными достоинствами удостоилась чести попасть в длинный список. Впрочем, такие проходные тексты (взяли в длинный список и потом ни разу не вспомнили) - распространенная практика в работе всех премий.

18. Алла Горбунова. Вещи и уши. СПб : Лимбус Пресс, 2017.
Первая книга прозы одного из самых знаменитых петербургских поэтов нового поколения. Алла Горбунова свои прозаические миниатюры до сих пор не публиковала. Проза Горбуновой - проза поэта, «визионерская, жутковатая и хитрая», как гласит издательская аннотация.

19. Полина Жеребцова. 45 параллель. Харьков : Фолио, 2017.
Много лет (и много книг) Полина Жеребцова пишет один бесконечный рассказ о бесприютной жизни русской девочки, оказавшейся в самом пекле чеченской войны. «45‑я параллель» написана по материалам дневников автора и посвящена периоду жизни в Ставрополье (после того как Полина и мама покинули Чечню). В некотором роде роман служит продолжением и преемником книги «Муравей в стеклянной банке», военного дневника. Увы, уехав в мирную жизнь, Полина и ее мама встретили только новые лишения, оказавшись без жилья, работы и какой бы то ни было помощи.

20. Лев Рубинштейн. Целый год. М. : НЛО, 2018.
Лев Рубинштейн - лауреат премии «НОС» 2012 года, получивший премию за сборник эссе. Теперь в конкурсе его новое творение, и это тоже сборник эссе. Вряд ли жюри отметит дважды автора, который за прошедшие после лауреатства годы не изменил ни избранному жанру, ни стилю, ни тематике. Книга «Целый год» построена на принципе перелистывания отрывного календаря - каждый день связан у автора с какими-то событиями, воспоминаниями, встречами…

21. Сергей Кузнецов. Учитель Дымов. М. : АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2018.
Сергея Кузнецова называют одним из самых недооцененных современных писателей. С премиями ему тоже не везет, хотя его книга в конкурс премии «НОС» попадают регулярно. «Учитель Дымов» - опыт в жанре семейной саги, причем текст написан так, словно книга действительно создавалась в 60‑е годы прошлого века, - добротно, целомудренно, обстоятельно. Сиротка Женя в годы войны приезжает в Москву, к своей единственной тетке, живет у нее вместе со своей двоюродной сестрой Олечкой. Олечка знакомится с перспективным инженером Дымовым, который делает ей предложение. Всю жизнь Женя (которая выучилась на врача) живет рядом с Владимиром и Олечкой. Владимира она тайно любит, но никогда не признается ему в своих чувствах.

22. Виктор Пелевин. iPhuck 10. М. : Эксмо, 2017.
Каждый раз, когда в конкурсе премии «НОС» появляется очередная книга Пелевина (а они там появляются регулярно с самого первого года ее существования), начинаются разговоры: а почему мы именно Пелевину не дать наконец-то главный приз? Тем более нынешний сезон, как было упомянуто выше, юбилейный для ­«НОСа». Однако пробиться дальше шорт-листа Виктору Олеговичу пока не удавалось. При этом в новом романе Виктора Пелевина есть и «новая словесность», и «новая социальность» («НОС» расшифровывается и так), и даже «новая сексуальность», поскольку одна из сюжетных линий посвящена теме сексуальных запретов. Рискну предположить, что уж в короткий список этот роман точно войдет.