У меня дома на письменном столе лежит чемоданчик серебряного цвета, где хранятся газетные статьи, фотографии, журналы, а рядом расположилась оригинальная скульптура Дон Кихота, купленная на Старом Арбате в антикварном магазине в 1992 году.
Открываю «волшебный чемоданчик», а там среди личных художественных зарисовок, фотографий, заметок и статей книга «Мудрость Красоты» Бориса Неменского!
В 1992 году осенью я попал на обучение к знаменитому Мастеру и педагогу в Центр непрерывного художественного образования, который тогда находился на Арбате напротив магазина «Самоцветы», где наверху серого здания находилась скульптура средневекового рыцаря.
Стал просматривать рукописи и фотографии, которые «не горят», а становятся с годами еще ближе и актуальнее.
Прошло уже 25 лет - это целая четверть века! Нет больше великой страны СССР. Тогда еще не было Интернета, мобильных телефонов, смартфонов, гаджетов, различных технических новинок, но были удивительные люди, создавшие программу «Педагогика искусства».
Книга начинается с предисловия под названием «Научить счастью».
Борис Неменский в далеком 1987 году, обращаясь к читателям, писал:
«От нас зависит, будет ли богатство высокого художественного наследия народов использовано будущими поколениями как знамя и меч в борьбе за счастье наших людей, за культуру страны или станет лишь развлечением, забавой, времяпровождением. Мы - учителя!»
Зеленая книжка с автографом Мастера взволновала меня настолько, что теплой летней июльской ночью я стал стремительно перелистывать страницы, пытаясь по-новому осознать актуальность книги.
Книга словно ожила, она на глазах обрела необыкновенную магию Искусства, о которой много раз писал знаменитый поэт Владимир Маяковский!
Затем я стал перечитывать пожелтевшие строчки вырезок из газет начала 90‑х годов.
Вот названия статей: «Остановим запустение души» («Московская правда»), «Великая Мудрость красоты» («Учительская газета», 1988 г.), «Школа Неменского и его друзей и коллег» («Первое сентября», 2009 г.), «Все дороги ведут к Неменскому» («Татьянин День», 2003 г.), «Воспитание Красотой» (журнал «Здоровье», 1989 г.), «Не расчеловечивать человека» («Литературная газета», 2010 г.) и так бесконечно много статей в других изданиях и журналах.
И вдруг в связи с прочитанным вспомнились пророческие слова моего любимого американского писателя-фантаста Рея Брэдбери в его романе-предостережении «451 градус по Фаренгейту», звучащие как набат: «Не мы важны, а то, что мы храним в себе, когда-нибудь оно пригодится людям. Но даже в те времена, когда мы свободно держали книги в руках, мы не использовали всего, что они давали нам. В ближайшую неделю, месяц, год мы всюду будем встречать одиноких людей. И когда они спросят нас, что мы делаем, мы ответим: мы вспоминаем».
В романе знаменитого футуролога пожарные приезжают в дома, где еще чудом уцелели книги и их читатели. Во многих домах вместо библиотеки «электронные стены» с гостями на экранах, а чтение книг под запретом. Надо доносить на «читающих людей» властям. Пожарные одеты в черные куртки, а на рукавах находится оранжевое изображение ящерицы саламандры, не горящей в огне. Книги они обливают керосином, а потом поджигают.
А вот в моем чемоданчике в альбоме цикл картин Бориса Неменского под названием «Притча об инакомыслии» (1990‑1995 гг.). Одна из картин называется «Игры с огнем». На картине дети в масках несутся с плясками вокруг ярко полыхающего костра из книг! Они с безумным наслаждением бросают в огонь книги, целые библиотеки, отказываясь от культурного наследия Человечества!
А в завершение наступает «Прозрение» - так называется одна из картин цикла. Белокурый мальчик с ужасом прикрывает лицо, содрогнувшись от содеянного, а на бурой земле валяются маски и шутовские колпаки.
В трагическом цикле картин зрителям показан момент уничтожения книг, а значит - знаний!
Еще в нацистской Германии сжигались книги Карла Маркса, Фридриха Энгельса, Лиона Фейхтвангера, Генриха Гейне, Томаса Манна под рев одуревшей от вседозволенности националистической толпы «коричневых» молодчиков. Огонь из книг горел ярко под факельные шествия и марши толпы.
Нет ли сегодня приближения беды, отказа от нашего культурного наследия?
На Украине разрушили не только памятники Ленину, великим маршалам Победы, советские символы, но и запрещают преподавание на русском языке в школе, контролируются книжные издания и телепередачи.
Факельные шествия стали обычным делом, фашизация сознания набирает обороты.
Толпа сильных рослых молодчиков избивает ветеранов Великой Отечественной войны. В героическом Донбассе идет настоящая война, как во времена романа «Молодая Гвардия» А.А.Фадеева.
Параллельно с происходящим варварством существуют и другие неблагополучные сигналы.
Дети перестают читать книги, появляется интернет-зависимость. Детские газеты и журналы выходят крошечными тиражами, а книги становятся редкостью и роскошью! Нет единой политики в сфере детского образования.
Дикторы по радио рекламируют репетиторство как главный секрет успеха для сдачи ЕГЭ, чтобы получить замечательно высокие баллы. Но это доступно лишь детям состоятельных родителей.
Средства массовой информации, например телевидение, не говорят вообще о роли искусства в школе. Хотя на телеэкранах выступают известные деятели культуры России, часто удивляясь, что за последние 25 лет после развала СССР так мало создано настоящих произведений искусства. А в «застойные годы» был читательский бум и расцвет отечественной культуры и всеобщей грамотности!
Стали говорить о пагубной роли антисоветизма и русофобии, что это две стороны одной медали. Так считает известный кинорежиссер Карен Шахназаров.
Поэтому в сегодняшней ситуации уменьшения часов преподавания предмета «Изобразительное искусство» в школе хотелось бы рассмотреть вопрос и провести дискуссию с читателями: чем актуально сегодня преподавание изобразительного искусства в школе? Можно ли обойтись школе без преподавателя этого предмета? Ведь для тех, кто сокращает часы преподавания, оно неактуально и нерентабельно! На нем нельзя заработать, нет выгоды.
Действительно, какая выгода от изобразительного искусства в ситуации под название «Хлеба и зрелищ»?! Развлечения и шоу на нас ежедневно обрушиваются с экранов телевизоров и из других СМИ. Главное, чтобы человек поглощал навязчивую рекламу и покупал то, что подается в сообщениях.
Пропаганда радостного потребления приобрела глобальные формы.
Так веселился некогда Древний Рим, а потом исчез с его императорами.
Сегодня книги не сжигают, но дети их просто перестают читать и интересоваться чтением. Не вырабатывается особый навык, связанный с любознательностью и вниманием.
Закрываются нерентабельные библиотеки, а все знания переводятся в «цифру», то есть в электронный вид. А как можно доверять знаниям в Интернете, когда уничтожается книга, культура чтения, изобретенная знаменитым Иоганном Гутенбергом?..
Но дети, обучающиеся в школе, не могут обойтись без предметов художественно-эстетического цикла. Это противоречит природе ребенка, его духовному миру.
Сегодня в СМИ идет дискуссия о некоем интеллектуальном рывке в России, когда одной из важнейших задач будет решение проблемы «создания искусственного интеллекта». Даже Президент РФ Владимир Путин заявил, что «тот, кто первый создаст искусственный интеллект, будет владеть миром».
Будущее представляется как в знаменитой песне о роботах: «До чего дошел прогресс - до невиданных чудес… Вкалывают роботы, счастлив человек!» (фильм «Приключения Электроника» Евгения Велтистова).
Уже сейчас в СМИ идут разговоры, что многие современные профессии исчезнут, людей заменят роботы…
В связи с этим хотелось бы пригласить читателей к диалогу: а как же быть с профессией учителя изобразительного искусства? Может, в ближайшее время художника-педагога заменит робот, который будет создавать шедевры на доске и холсте, проводить по Интернету занятия в классе?
Знаменитый польский писатель-фантаст Станислав Лем в известной книге «Сумма технологий» вместе с фантастом англичанином Артуром Кларком, написавшим книгу «Черты будущего», предсказали, что к 2030 году искусственный интеллект значительно превзойдет умственные способности человека. Известный отечественный писатель-фантаст Евгений Велтистов в книге «Победитель невозможного» уже в 1976 году описал ситуацию, где робот обыграл чемпиона мира по шахматам!
Но все эти писатели и великие мыслители считали, что главное тут не кнопки, а нравственная проблематика. Сделав шаг на новую ступень познания в науке, необходимо другую ногу поставить на новую нравственную ступень.
В знаменитом романе Лема «Солярис» говорится о думающем океане, интуитивно улавливающем человеческие мысли и переживания. Главная идея романа - проблема человеческой совести.
Ученый-биолог Снаут на космической станции говорит, что главная проблема человечества не покорять далекие миры, звезды и галактики, главное - это то, что «человеку нужен человек здесь, на Земле»!
Именно изобразительное искусство обладает способностью очеловечивать окружающий мир, формировать и развивать сопричастность ребенка к Прекрасному как к живому и одухотворенному…
В разделе 4 под названием «Учитель искусства» в своей известной книге «Педагогика искусства» Неменский пишет, что учитель искусства должен обладать широкими и универсальными способностями…
«Педагог - носитель, передатчик новым поколениям именно целостного фундамента художественной культуры».
У педагога-художника «материалом будут не только холст и краски, а непосредственно души и судьбы людей».
В Центре непрерывного художественного образования с самого начала занятий с педагогами начинается первая важнейшая ступень на пути творческого развития личности учителя искусства - это «активизация творческой интуиции».
Именно творческая интуиция является важнейшей составляющей понятия эмоционального интеллекта (EQ), который, по мнению ведущих психологов мира, является более важным показателем в приобретении новых знаний, чем (IQ), то есть логический интеллект.
Интуиция (от лат. «пристальный взгляд», «усмотрение»). Известный отечественный ученый доктор психологических наук Александр Александрович Мелик-Пашаев считает, что «понимание интуиции близко эстетическому отношению к миру, которое характерно для художников» (словарь «В мире искусств»).
Педагог-художник именно тем незаменим в школе, что он создает на занятиях ситуацию особого развивающего творческого поля, когда дети сами начинают творить на уроках изо, создают свой собственный «творческий продукт».
Активизируется система «глаз - мозг - рука», а затем обратная связь: рука - мозг - глаз… (по Б.Неменскому).
Но это творческое развитие может быть возможным лишь при освоении языков искусства.
Борис Неменский пишет в «Педагогике искусства»: «Первое, на чем основывается наш подход: учить языкам пластических видов искусства как способу мышления.
Язык искусства (рисунок, живопись, композиция) к концу обучения должен стать таким же привычным, естественным способом мысли, как родной язык, как прямохождение.
Второе: учить тому, что художественный язык - это язык метафоры, язык ассоциации, а не документа…
Третье: учить тому, что этим языком искусство может творить добро и зло, учить думать, что говорит искусство современному человеку, учить понимать то, что оно может очеловечивать или обесчеловечивать…»
В руки учителя искусства попадает своеобразный «нравственный компас», который может помочь ребенку встать на дорогу творческого и духовного развития, самосовершенствования в непростой сегодняшней жизненной ситуации.
Среди психологов и педагогов, работающих в современной школе, существует термин «эмоциональная тупость».
Безразличие к людям, к их бедам и горестям, отсутствие сострадания к слабым, старикам, бесчувственность к проявлению разных форм зла и несправедливости, жестокость и агрессивность проникают в детские коллективы, где ведущими лозунгами становятся конкуренция, победа в борьбе над слабым, карьерный успех и личная выгода…
Поэтому часто в СМИ пропагандируется, что главное - это успех и «особый интеллект», когда человек быстро считает, быстро приспосабливается к ситуации, обладает способностью побеждать в конкурентной борьбе и т. д.
Роботы тоже быстро считают, выдают мгновенные ответы на любые поставленные вопросы, обладают сверхвыносливостью, ничем не болеют. Но роботы не умеют главного - сопереживать, любить, радоваться, сострадать, восхищаться, удивляться. Они, несмотря на все гениальные программы киберинженеров, лишь имитируют человеческие эмоции - искусственный интеллект не обладает интуицией. В биологии существует даже понятие мимикрии, когда путают полезную и трудолюбивую пчелу с мухой почти такой же окраски и похожим поведением.
В «Педагогике искусства» говорится о целостном подходе в обучении искусству: «При постановке задач образования художника надо понимать, что искусство - не просто самовыражение на пустом месте, а инструмент восхождения человечества по многовековой лестнице очеловечевания чувств и мыслей… А значит, и мастерства выражения их».
Художник-педагог, работая с детьми, должен в себе развить чувство диалога, интуитивной связи с аудиторией.
Как хороший актер, учитель искусства должен учить войти в поставленный образ, обладать даром перевоплощения и уподобления.
Особое значение в программе Бориса Михайловича Неменского уделяется композиции: «Композиция - это основное средство организации интимной (через чувственное восприятие) беседы художника со зрителем. Работа композиции практически проходит не просто на холсте, а в пространстве (духовном) между холстом и зрителем. Поэтому ее нереально анализировать какими-либо математическими схемами».
Имея большой опыт в сфере художественной педагогики (более четверти века), автор статьи многократно убеждался в справедливости мысли о существовании «духовного пространства».
К сожалению, современные дети и учителя мало посещают музеи изобразительного искусства, где есть уникальная возможность встретиться с подлинниками, с шедевром, «побеседовать с ним», «войти в контакт».
Даже педагоги искусства порою рассуждают, как старая утка в сказке Г.Андерсена «Гадкий утенок», что дальше птичьего двора с капустными грядками не существует больше ничего! Сиди в классе и студии - зачем проявлять активность?
Но в Центре непрерывного художественного образования наши педагоги-художники имеют уникальную возможность на бесплатной основе, минуя многочисленную очередь, постоянно посещать выставки в лучшем музее Изобразительного искусства имени А.С.Пушкина в Москве, прослушивать бесплатно цикл лекций по искусствоведению.
Встречаясь с гениальными полотнами Рембрандта, Брейгеля, Гойи, Рафаэля, Леонардо да Винчи, Ван Гога, Гогена, Ренуара, Клода Моне и других великих художников, учителя изобразительного искусства, обучающиеся в центре, получают ничем не заменимый заряд творческой энергии. В дальнейшем у себя в школах они смогут сами организовать такие экскурсии, заражая своих юных подопечных любовью к Прекрасному…
Еще великий гуманист эпохи Возрождения, художник, ученый, инженер, изобретатель, философ, писатель и поэт Леонардо да Винчи считал, что главный учитель художника - Природа.
Изучение трещин на скалах, движения облаков, изменчивых красок мира, полета птиц и украшений на крыльях бабочек - все это развивает творческую фантазию, учит додумывать незавершенную информацию.
Б.М.Неменский особое внимание в своей программе уделяет проблеме развития наблюдательности и фантазии.
Ученый обращает внимание, что «образование художника должно обязательно идти по двум линиям: развитие наблюдательности и фантазии как фундамента способности к образной интерпретации реальности. Это два крыла творчества. На одном крыле не подняться. И поэтапное, осознанное развитие - великая трудность и мудрость. Все на острие ножа».
Известный отечественный психолог Л.С.Выготский в своей книге «Психология искусства», исследуя работу творческого воображения, отмечал, что самое главное в работе фантазии - это создание новых образов, не существующих в реальности.
Но эти образы создаются благодаря особому комбинаторному мышлению, когда образуются новые связи и ассоциации.
Именно изобразительное искусство при умелой поддержки педагога максимально развивает у ребенка творческую фантазию.
Дети - великие фантазеры, умеют перевоплощаться во все на свете! Играют в животных, звезды, бабочек, листья, деревья, облака, цветы, профессии взрослых…
Если в раннем детстве упустить развитие этой творческой способности, то ребенок останется на всю жизнь обделенным, без великого творческого дара фантазии.
Воображение человека напрямую связано с планированием, постановкой задачи, ее решением, прогнозированием и предвидением, когда ситуация видится не по частям, а сразу, в целом, интуитивно…
Создание творца, а не потребителя услуг, мыслящего и сопереживающего человека, а не механического исполнителя - вот главная задача художественного творчества.
«В переносном смысле художником своего дела называют человека, который выполняет какую-либо работу красиво, тщательно, с чувством ответственности, с любовью к самому процессу работы, а не только ради того, чтобы извлечь пользу из ее результата» (словарь «В мире искусства»).
Важной проблемой в «Педагогике искусства» является проблема интерпретации.
В связи с этим Б.М.Неменский замечает, что «даже фотография - интерпретация, ибо фотообъектив направляется отнюдь не объективным глазом человека. Человек совершает отбор, кадром вычленяя то, что ему интересно в натуре, и оставляя за кадром не интересное.
Отбор - уже интерпретация… Художественный образ в более открытой или скрытой форме всегда интерпретация, а значит, он несет в себе метафору, подтекст, иносказание, вызывая ассоциации зрителя (читателя, слушателя ), зависящие от собственного опыта, в который неотъемлемой частью входит опыт впитанной культуры».
Но для дальнейшего развития обучающегося искусству следующим шагом является возможность постановки творческих сверхзадач в учебных занятиях.
Замечательный педагог и художник считает, что «сверхзадача - это именно эмоционально-образная задача, ответ на человеческие эмоции, человеческие чувства, рождаемые как самим объектом, так и всей средой культуры, впитанной студентом. Человеческая эмоция как задача при решении именно учебной постановки? Возможно ли? Не рано ли? Не помешает ли накоплению навыков? Уверен - не помешает. Пора понять - нельзя научить плавать на суше».
В завершение своих раздумий в сфере обучения профессиональному мастерству педагога Мастер говорит о драматургии учебных постановок.
«Мною многократно опробована система заданий по осознанному решению эмоциональной драматургии холста. В основе этого метода - музыка холста, эмоционально построенный цвето-тональный ритм. Но не абстрактный.
Мне непонятно, почему актеров можно учить выражению образа, учить его интерпретации через средства их пластического языка в специальных этюдах - упражнениях, а художника нельзя. Ведь принцип заданий тот же».
Известный педагог сравнивает художника и с композитором, и с дирижером в своем оркестре красок…
Учителя, приходящие на обучение в ЦНХО на ул. Касаткина в Москве, попадают в обстановку особого развивающего творческого поля. Они обучаются действовать не по образцам и шаблонам, стандартизирующим мышление.
Развивающее обучение в центре строится на интуитивных открытиях, самостоятельном выполнении творческих заданий. А помогают им в этом удивительные педагоги ЦНХО, работающие по программе академика РАО РАХ, лауреата Государственных премий СССР и РФ директора ЦНХО Б.М.Неменского.
Вместе с тем хорошо известно, что интуитивные решения возникают не на пустом месте, а благодаря глубокой и постоянной сосредоточенности на проблемах художественного творчества.
В завершение статьи о роли учителя изобразительного искусства в школе, когда порой кажется, что сбываются предсказания великих писателей-фантастов о потере человечеством культурных ориентиров, хочется увидеть и положительную перспективу. В этом суть диалектики, когда явление можно рассмотреть с разных ракурсов и интерпритаций.
Вспомним пьесу французского драматурга и поэта Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак», когда надменный и жестокий племянник могущественного кардинала Решилье граф де Гиш обратился к великому поэту Сирано со словами:
«Де Гиш:
Скажите... Вы читали «Дон Кихота»?
Сирано:
Читал.
Де Гиш:
И что ж вы скажете о нем?
Сирано:
Что шляпу снять меня берет охота
При имени его одном!
Де Гиш:
Послушайтесь вы моего совета
И поразмыслите-ка вы...
Насчет тринадцатой главы…
Сирано:
Глава о мельницах!
Де Гиш:
Глава полезна эта.
Да, в битве с мельницей случается легко,
Что крылья сильные забросят далеко:
Того, кто с ней осмелится сражаться…
Они отбросят в грязь!..
Сирано: А вдруг - за облака?..»
Дописываю последние строчки статьи, собираю вырезки из старых газет и журналов времен СССР, уже не существующей великой и любимой страны. Газетные вырезки укладываю в «волшебный чемоданчик» для творчества на письменном столе. И с удивлением ловлю себя на мысли, глядя на бюст Дон Кихота, благородного испанского рыцаря, что все на свете повторимо…
Вот уже не Средневековье, не эпоха Возрождения… Мы живем в XXI веке научно-технического прогресса.
Опять по радио идет передача про искусственный интеллект. Наука и техника развиваются стремительно. А проблемы, стоящие перед людьми, остаются прежними, человеческими, нравственными, как и во времена Сервантеса!
Вот знаменитая картина «Трагедия Дон Кихота» в альбоме у меня на столе из цикла «Притча об инакомыслии» Б.М.Неменского.
Рыцарь книгой защищает прильнувших к нему маленьких ребятишек. Затем следует картина под названием «Казнь Дон Кихота».
У зловещего палача в руках топор, малинового цвета крови одежда - трико. Руки Дон Кихота связаны веревками! На заднем фоне большого полотна мрачно вращаются, словно приведения или летучие мыши, размашистые лопасти равнодушных мельниц.
В связи с этим открываю книгу Сервантеса. Вот что пишет великий испанский писатель-гуманист о встрече и победе Дон Кихота над ветряными мельницами в первом томе романа, вышедшего в далеком 1605 году:
«Тут они увидели тридцать или сорок ветряных мельниц, стоящих посреди поля. Заметив их еще издали, Дон Кихот сказал своему оруженосцу:
- Благосклонная судьба посылает нам удачу! Посмотри в ту сторону, друг Санчо! Вон там, на равнине, собрались великаны. Сейчас я вступлю с ними в бой и перебью всех их до одного…
С этими словами Дон Кихот вонзил шпоры в бока Росинанта и помчался вперед, не слушая воплей своего оруженосца…»
Но все кончилось печально - мельницы отбросили рыцаря и лошадь к земле, сломав копье…
И все же Дон Кихот победил!
Сочувствие читателей, народные симпатии на стороне отважного рыцаря. В романе Сервантеса мы видим тонкое понимание самых глубин народной жизни, где действуют и ремесленники, и погонщики, и пастухи, и попы, и сельские власти, солдаты, студенты, даже разбойники и воришки…
Великие образы Дон Кихота и Санчо Пансы и сегодня актуальны.
Поэтому очень хочется верить, что и сейчас Дон Кихот победит, а казнь не состоится. Пожарные будут тушить пожары, а не сжигать книги на кострах!
Сегодня очень актуально звучат слова Б.М.Неменского, высказанные в его книге «Педагогика искусства»: «У народов нашей страны жива, на мой взгляд, воля к самосохранению, к самовозрождению, к порождению нового, не первого в нашей истории взлета. Наша особая российская цивилизация неповторима. Она ничем не хуже ни западноевропейской, ни американской, ни какой-либо иной цивилизации…
Созидать! И верить себе и в себя. Русская культура - это огромная сила, огромный резерв нашего самосохранения. Ищущий да обрящет!»

Список используемой литературы:
1) Брэдбери Р. 451 градус по фаренгейту. - М. : Астрель, 2011.
2) Берд М. Звездная ночь Ван Гога (и другие истории о том, как рождается искусство). - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017.
3) Велтистов Е.С. Победитель невозможного. - М. : Детская литература, 1975.
4) Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Азбука, 2000.
5) Мелик-Пашаев А.А. В мире искусства. - М.: Искусство в школе, 2001.
6) Метерлинк М. Полное собрание сочинений, том №3. - Петроград : Товарищество А.Ф.Маркс, 1915.
7) Манин В.С. Б.М.Неменский. - М. : Союз дизайн, 2009.
8) Неменский Б.М. Мудрость красоты. - М.: Просвещение, 1987.
9) Неменский Б.М. Педагогика искусства (Видеть, ведать и творить). - М. : Просвещение, 2012.
10) Осипов А. Фантастика от А до Я. - М. : Дограф, 1999.
11) Ростан Э. Сирано де Бержерак. (Поэт), героическая комедия. - С.-Петербург, 1914.
12) Сервантес М. Дон Кихот. - М. : Детская литература, 1941.

​Максим ВЕЛТИСТОВ, художник Центра непрерывного художественного образования, кандидат педагогических наук