О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг....
А.С. Пушкин
Идеология
В одной из крупнейших школ города Кумертау учатся 892 ребенка, созданы все условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. «Настоящая школа та, в которой со временем складываются свои крепкие традиции и царит та особенная атмосфера, что превращает ее из казенного учреждения в родной дом и для учителя, и для учеников, - убеждена директор школы Ольга Анатольевна Оспищева. - Только любовь рождает у ребенка позитивное, творческое отношение к жизни, окрыляет его и устремляет к успеху». Успех - это движение вперед. «А чтобы двигаться вперед, нужно бежать значительно быстрее» - эти слова из сказки «Алиса в Стране чудес» очень точно характеризуют современную школу. Ведь успешная и интересная школа, как и всякий живой организм, должна не только функционировать, но и развиваться. Школа - это особое государство со своими законами и своей миссией. Здесь, в школе №5, ее формулируют так: «Успешная личность сегодня - основа государства завтра». И делают все, чтобы каждый день в этом маленьком школьном государстве совершались открытия.

Открытия
Первое открытие совершает ребенок, когда впервые переступает порог школы, осваивает новое для себя пространство, усваивает новые для себя правила жизни и привыкает к тому, что все это - актовый, спортивный, тренажерный залы, зал национальной борьбы куреш, библиотека, конференц-зал, сенсорная комната, историко-краеведческий музей - для него. Для того чтобы он обнаружил в себе способности и таланты, чтобы многое знал и многому научился.
Второе открытие ребенка - это его учитель, который становится главным непререкаемым авторитетом. Родители не обижаются - радуются. Им спокойно за своих детей. В этой школе отношения «учитель - ученик» формируют не только высокий профессионализм педагогического коллектива, но и забота, и внимание каждого учителя к каждому ученику и по-настоящему доверительные отношения всех, говоря формальным языком, участников образовательного процесса.
В начальной школе ребенка ждет третье открытие: обучение не ради обучения, а учение с интересом, развивающее. Накопленный педагогами опыт позволил открыть на базе школы экспериментальную площадку Федерального института развития образования по теме «Система Л.В.Занкова как научно-методологическая программа «педагогики развития» в образовательных организациях России». Внеурочная деятельность организована по целому спектру направлений - от спортивно-оздоровительного, проектного, общекультурного до общеинтеллектуального, художественно-эстетического. С первого класса ведется преподавание курса «Экономика - первые шаги». Открыт кадетский класс, в котором мальчишки и девчонки помимо общеобразовательной программы постигают азы военного дела, открывают науку доблести и чести, учатся быть достойными гражданами своей страны. А три года назад в День Героев Отечества в школе зародилась новая традиция - день юного кадета. И с тех пор ни одно городское и школьное мероприятие не обходится без ярких выступлений учеников кадетского класса.
Школа №5 самая обычная, общеобразовательная, без приставки «спец», каких по республике сотни. Но, обучаясь здесь, ученик совершает свое четвертое открытие: он учится в школе будущего. Это единственная образовательная организация города, в которой реализуется проект «Электронная школа - школа будущего» по направлениям: модель «SMART-школа», школьные сетевые проекты, «Одаренные дети». И результаты этой работы убеждают, что направление развития выбрано правильно: школа стала победителем третьего республиканского форума «Электронная школа», а учителя два года подряд становились лауреатами республиканского конкурса «Лучший урок с применением электронных средств обучения». Школа не только является новатором в этом направлении, но и делится опытом со всем педагогическим сообществом.
Пятое открытие ученика - это возможность моментально получать необходимую информацию и транслировать свое мнение, позицию во внешний мир благодаря электронной библиотеке, школьным сетевым проектам и школьному пресс-центру. В библиотеке установлена автоматизированная информационно-аналитическая система учета библиотечного фонда и организации школьной библиотеки «Аверс: школьная библиотека», и на поиск нужной литературы уходит несколько минут. А об уровне профессионализма школьного пресс-центра «Вести.ru» говорит тот факт, что сегодня это структурное звено городской детской телестудии. Информационные передачи «Школьные новости» транслируются городской телерадиокомпанией «Арис». Ребята выступают в роли ведущих, сценаристов, операторов, режиссеров. Совместная работа школьного пресс-центра и городской телерадиокомпании «Арис» удостоена I места в республиканском конкурсе на лучшее освещение электронного образования. Сайт школы - призер республиканского конкурса «Лучший школьный сайт».
Здесь, в школе, ребенок совершает свое шестое открытие - преимущества здорового образа жизни. Занятия спортом укрепляют здоровье детей, воспитывают волю, характер и ведут к победам, которыми здесь по праву гордятся: II место в республиканской олимпиаде на Кубок Гагарина, III место в первенстве Республики Башкортостан по баскетболу. И это тоже одна из школьных традиций: в режиме нон-стоп здесь проходят соревнования по пионерболу, волейболу, борьбе куреш, мини-футболу, баскетболу, конкурсы «А ну-ка, мальчишки!», «Рекрут», «Большие гонки», «Мама, папа, я - спортивная семья», товарищеские встречи по волейболу среди учащихся, учителей и выпускников школы, кроссы и другие мероприятия, в которые вовлечены не только дети, учителя, но и родители.
Позади насыщенный учебный день, но школа не закрывает свои двери, ведь ребятам столько важного и интересного еще нужно сделать, во всем поучаствовать: КВН, брейн-ринг, театральная весна, теннисный турнир «Ракетка» и другие ставшие традиционными события, которые объединяют школу, приносят радость, удовольствие, открывают новые возможности. И это седьмое открытие: «Я не только успешный ученик, но и творческая личность». Здесь важная роль отводится школьной партии «Лидер-Сити». Это объединение учащихся, созданное на основе принципов самоуправления.
Одной из ведущих технологий воспитания творческой личности является театральная педагогика как инновационная образовательная среда, а одно из многих достижений - победа в творческом состязании Всероссийского конкурса «Мы вместе». Ребята, участвовавшие в театрализованных представлениях, были награждены поездкой в ВДЦ «Смена», где достойно представили Республику Башкортостан. Все творческие мероприятия помогают детям накапливать фермент радости и счастья.
Команда КВН «Пятки» - единственная школьная команда, которая не побоялась заявить о себе в интеллектуальном противостоянии с командами вузов и ссузов города. Смелость города берет, и это правда: год назад команда представила город Кумертау на юниор-лиге КВН Республики Башкортостан, где заняла I место и получила право на участие в нынешнем сезоне игр. В интеллектуальной игре брейн-ринг команда «Возрождение» два года подряд завоевывала титул абсолютного чемпиона, а в 2017 году стала призером в поединке между командами школьников и студентов города.
Несколько лет в школе успешно работает студия ораторского мастерства, от желающих освоить науку публичных выступлений нет отбоя. Еще одна точка притяжения - мультимедийная студия, где дети реализуют свои творческие возможности: пишут сценарии, придумывают и рисуют декорации к мультфильмам, а еще под руководством наставников создают социально значимые ролики, пропагандирующие здоровый образ жизни и бережное отношение к природе, профилактику детского дорожно-транспортного травматизма; используют сюжеты русских народных сказок с целью привлечения интереса к культуре и истории родной страны, воспитания нравственно-патриотических качеств. Сначала этот проект оформился в школьный фестиваль мультипликационных фильмов «Первые шаги в анимацию», а затем лучшие работы были представлены на республиканский конкурс «КРИТ»-2017, и две стали лауреатами.
Восьмое открытие учеников - доступность научной деятельности для каждого с 1-го по 11-й класс. Ребята с увлечением занимаются научными исследованиями в лаборатории «Эврика»: проводят опыты, эксперименты, создают проекты, используя электронные микроскопы и цифровые лаборатории «Архимед». Для учеников начальной школы открыт кружок обучения робототехнике «Робот и человек», где малыши получают сведения из разных областей естественных наук и используют их для создания робота, испытывают свое изделие, учатся работать в соответствии с поставленной целью.
Неотъемлемая часть жизни школьного государства - это каникулы, и в этот период ребята совершают свое  девятое открытие: от тебя самого зависит, насколько широки границы мира и знаний о нем. Ученики вместе с классными руководителями и родителями совершают познавательные экскурсии, походы и поездки, активно участвуют в региональных проектах, таких как «Тест-драйв в Уральском федеральном». Школа уделяет большое внимание личностному и профессиональному самоопределению своих питомцев, формированию у них навыков осознанного выбора будущего. Для этого проходят встречи со старшеклассниками на разных предприятиях города, таких как типография, медицинская клиника, мебельная фабрика, Кумертауский радиоузел и других.
В школе ребенок проводит большую часть времени. Он живет жизнью школы, а школа - жизнью каждого ребенка, который обязательно совершает свое десятое открытие: прочный союз семьи и школы необходим. А школа в свою очередь скрепляет этот союз, координируя работу родительского клуба «Семейная академия», в рамках которого проводятся неформальные беседы, круглые столы, лекции. Но и это еще не все. В целях усиления роли отцов в воспитании учащихся здесь образовано необычное сообщество - совет отцов. Благодаря этой подвижнической и, главное, неформальной деятельности большинство родителей стали настоящими помощниками и друзьями школы.
Все открытия, совершенные ребенком в школе, формируют его как личность, приводят к формуле успеха. Лучше, чем директор школы Ольга Оспищева, о философии успешности не скажешь: «Успешная школа не должна останавливаться в движении, в развитии, очаровываться успехом. Школа - это, пожалуй, единственное место, через которое проходят все дети. Поэтому школа должна начинаться с любви. Иначе зачем она? Школа - это большой дом, где каждого любят, ценят независимо от успехов за то, что он человек, о каждом заботятся настолько, что он становится интересен себе и другим. Школа - это место, где учатся быть счастливыми».
И только в этих условиях особым смыслом наполняются простые и главные истины: успех - это не столько то, что ты имеешь, сколько то, кем ты в результате становишься. Успех - это не случайность, а закономерность, многократно подтвержденный позитивный жизненный опыт.

Только на сайте «УГ»


Об опыте достижения успеха школы  №5 города Кумертау читайте в рубрике «Технологии «Успешной школы»: http://www.ug.ru/method_category/243.

Кумертау, Республика Башкортостан