Иногда нужно просто подождать.
Для некоторых событий еще не наступило время.

3.09
Вот и начинаю свой девятый учебный год. Девятый год работы в школе. Но уже в абсолютно новом статусе. Мой первый год в роли заместителя директора. Первый год без класса, и всего лишь шесть часов окружающего мира в третьем и четвертом классах. Совсем мало.
Хотя я в этой школе новичок, но без цветов не остался. Кстати, моя позиция по поводу цветов созвучна с акцией «Дети вместо цветов». Мне приятно, когда мне дарят цветы, когда каждый из 30 учеников принесет по букету - это ярко, красочно. Но эта красота недолговечная. И, к сожалению, с этой красотой «вянут» и деньги, потраченные на нее. Эти деньги можно было бы перечислить на лечение детей. Но как же может первоклассник прийти без букета для своего первого учителя? Это же традиция. Так же как и традиция проводить линейку под песни столетней давности, будто бы в мире все замерло и музыка больше не развивается.
Вот линейка и торжественный праздник на форуме «Город образования» - действительно очень круто. Надо каким-то образом меняться и отказываться от пережитков прошлого. Линейка должна быть торжественной и для первых, и для одиннадцатых классов.
Во мне играют противоречивые чувства. Но определенно нужно что-то менять.

4.09
Вступаю в трудовую неделю с настроением «свернуть горы». Хочется попробовать разрушить стереотипный образ заместителя директора, который на все вопросы отвечает: «Я вас услышал (понял)». По сути, молодому заму легко работается: все документы, приказы, проекты, конкурсы - они едины по Москве. Есть единая система взаимодействия замов города, поэтому не пропадешь. Но есть и сложности. В разных школах по-разному устроена внутренняя жизнь, и вливаться в нее сложно, начинаешь суетиться и пытаться быть хорошим для всех.
Надеюсь, что у меня ошибок будет по минимуму, а тайм-менеджмент мне в помощь.
Буду замом, к которому не боишься подойти, который всегда услышит и поможет решить трудности. У меня такого образца никогда не было.

5.09
Хм. Никогда не думал, что мне самому еще придется делать свою же должностную инструкцию, определять свои обязанности. Я думал, что все заместители работают в школах Москвы одинаково. Оказалось, на деле не так. Возможно, спорить не буду. «Учитесь, вникайте» - ответ на все мои вопросы. Я вообще человек очень исполнительный. Любое дело доведу до логического конца и в нужные сроки. Единственное, что могут возникнуть трудности, а как сделать, чтобы справиться с делом в поставленные сроки? Покажите и научите, а дальше я уже все сделаю.
Гораздо сложнее, когда тебе отказывают в помощи. Тогда приходится искать информацию, тратить время на ее переработку и оформление в новый продукт. Или заниматься самообразованием.

11.09
Все-таки говорить о трудовых буднях гораздо интереснее. А выходные проходят так, будто бы их и не было. И снова в бой. Иначе и не скажешь. Каждый день идешь в школу, будто на фронт. Нужно выдерживать атаки учителей, администрации. Замечу, что родители и ученики вообще не атакуют. Только в случае нарушения их прав на образование. В остальном это постоянное поле боя. Никакой творческой среды, а уж про образовательную деятельность и говорить нечего.
Все больше грущу по тем временам, когда я приходил в школу с удовольствием и улыбкой, встречал своих учеников и мы учились, шутили, придумывали разные интересные штуки.
А сейчас что? Приходишь к девяти, заходишь в кабинет, который ты делишь еще с двумя коллегами, и начинаешь смотреть в монитор компьютера до шести часов вечера. Вот оно - творчество. Все мои ожидания явно не совпадают с реальностью.
Чтобы вникнуть во многие новые для меня вещи, требуется время, вот и приходится детально планировать каждый день.
Время вообще такой предмет странный. Его всего мало. Катастрофическая нехватка времени - это проблема не только учителей, но в принципе всего современного человечества.
Каждый с этим справляется по-своему. Я всегда, даже будучи учителем, использовал цветные стикеры и планировщики.
Приклеил яркую бумажку, и уже видно, что успел, а что впереди. А планировщик помогает видеть всю неделю, весь месяц наперед.
Когда меня наделили полномочиями заведующего кафедрой, дел значительно прибавилось, и бумажки уже не помогали.
Помог организатор времени. Стал составлять список дел. Список делил на несколько пунктов:
    Важно! Без отлагательств.
    Важно, но не срочно!
    Можно делегировать (перераспределить).
    Совсем не важно и не имеет ценности.
Особенно помогает делегирование полномочий. И значимость учителя повышается, когда поручаешь ему важное дело (не в ущерб его личному времени), и ты видишь сотрудника совершенно с иной стороны.
Для меня важно визуально видеть план, держать его перед глазами. Не переношу, когда в рабочие планы вмешиваются суматоха или непредвиденные моменты и события.
13.09
«Вы что, блогер?» - спрашивают меня в сообщениях Instagram.
Нет, я не блогер. Слишком много их и без меня.
Нет, я не суперучитель. Но мне нравится, что результат моей работы виден в моих детях.
Нет, я не самый крутой заместитель. Мне есть чему еще учиться.
Мне нравится делиться опытом, может, он будет полезен кому-то.
Мне нравится писать о своих переживаниях: только так я анализирую результативность своей деятельности.
Мне нравится мечтать и исполнять свои мечты. Мечты имеют свойство сбываться. Но только при упорной работе над собой. Каждый день, каждую минуту искать, изучать, думать, читать…
Однозначно: я добьюсь всех целей, пусть даже мне придется пройти через множество неверных дорог.

17.09
В этом году столкнулся с новым для себя термином «система гибкого расписания». Как же лукавят те руководители, которые подменяют это понятие полноценной второй сменой!
Да, в условиях, когда одно школьное здание закрыли и снесли, а всех детей перевели в другие корпуса и появилось гибкое расписание.
Нехватка кабинетов, постоянная неразбериха. Учителя сидят в коридорах и проверяют тетради. Классы занимаются в коридорах. Уроки по 40 минут. Мне все это странно видеть.
…А тем временем очень быстро прошло полмесяца. Не могу привыкнуть, не могу войти в режим, не могу понять, что же мне мешает.

19.09
Спустя две недели наконец-то разобрался в аттестации педагогических кадров.
Для меня этот функционал абсолютно новый. Прежде видел только со стороны, как все происходит. Теперь пришлось изучать этот вопрос более глубоко и досконально.
Каждому педагогу нужно раз в пять лет либо повышать свою квалификационную категорию, либо проходить процедуру соответствия занимаемой должности.
В Москве получать категорию одно удовольствие. В отличие от регионов для категории не надо собирать огромные папки, ездить за подписью к методисту, ждать проверяющих на открытый урок.
Вся информация о результативности учителя есть в базах данных Департамента образования и других системных сайтов. Единственное, над чем нужно потрудиться, - это над публикациями и профессиональными конкурсами.
Наличие публикаций весьма важный пункт в аттестации. Я каждый год размещаю свои наработки в нескольких изданиях и ни о чем не переживаю.
Кроме того, существует ряд преимуществ для экспертов ГИА, лауреатов и победителей конкурса «Учитель года», учителей из школ Топ-300.
Честно говоря, при правильном подходе педагогов к аттестации, а в общем, при правильном подходе к своей профессии и делу получить категорию довольно просто.
А нужно ему это или нет, решает каждый педагог для себя сам.
Я считаю, что повышение квалификационной категории - признание твоей положительной динамики как профессионала.

21.09
Сегодня случилось неожиданное и приятное. Я встретил своих четвероклашек из бывшей школы. Какими горящими глазами они смотрели на меня, столько чувствовалось любви и счастья! И обнимали они меня очень искренне. Говорили мы много и долго. Они перебивали друг друга, вспоминая события, делились впечатлениями от начала года.
Немного было грусти. Совсем капля. Вспоминали, как вместе познавали мир и открывали новое, как ездили на экскурсии. Но никто из нас даже и подумать не мог, чтобы взять и обсудить или сравнить нового педагога моего бывшего класса.
Какие же они уже взрослые! Говорят по-взрослому, рассказывают по-взрослому, переживают по-взрослому. Учителя у них будут меняться, но в их сердцах останутся только те, кто был не равнодушен к их детской душе.
Мне приятно, что они помнят, любят и скучают.
Ого! Я и забыл, что скоро у меня забег. Десять километров. Режим ускоренной подготовки включен!

24.09
Бегать я начал в 2014 году. На моем счету уже несколько пятерок, десяток и половинок. Да-да, именно, это 5, 10 и 21 километр. Не устану признаваться, насколько это увлечение мне нравится. Подготовка к старту, ранний подъем в день забега, невероятное количество людей и потрясающая атмосфера спортивного праздника. И не важно, дождь, снег, зной или холод. Ты бежишь и чувствуешь невероятное расслабление. Уныние и тяжелые мысли тут же покидают голову.
А как круто найти свое имя среди тысячи бегунов на огромном табло!
…Вот и сентябрь подходит к концу. Какие выводы могу сделать? Мне неинтересно. Мне трудно. Дайте мне все необходимые механизмы для работы. Ознакомьте, проведите инструктаж, и я покажу, как могу и умею работать. Пока что полное уныние.

1.10
Сегодня у меня первое выступление на планерке перед коллективом. И вопрос для обсуждения как раз аттестация. Информация нужная и важная. Полное внимание сотрудников и уважительное отношение.
Следующий вопрос, который требует особого внимания, - курсы повышения квалификации. Считаю, что учиться ради того, чтобы «были часы», как минимум нечестно и как максимум опасно для детей.
Со стороны администрации не должно быть никакого давления. Учитель может следовать логике: я это не умею, мне эти курсы помогут в работе и мне они реально интересны.
Я прошел через много курсов, и далеко не все они были интересными и полезными. Нужно получать максимум из того, что нам предлагают. Максимум пользы для себя, нашего роста и развития наших учеников.
…Совсем скоро неделя каникул. И, скорее всего, будут перемены. Перемены. Вновь. То, как я работаю, причиняет мне колоссальный дискомфорт…
Смотрю на коллег и вспоминаю времена, когда учился я. Помню учительницу, которую я не мог терпеть. За ее нетерпимое отношение к детям и ко мне лично. Но больше всего меня раздражал ее розовый платок, который она носила ежедневно и к любому образу. Он мозолил мне глаза. Помню, что на первом занятии я смотрел только на это розовое пятно.
Современный учитель должен быть стильным. Но все должно быть красиво и со вкусом. Кеды, джинсы с подворотами, яркие принты на футболках, яркие блузки, оголенные лодыжки - это все образ учителя за школой.
Я терпеть не могу галстуки и пиджаки. Но даже среди casual можно найти достойное и подходящее для работы, а самое важное - удобное.
Я считаю, что наш образ, наши аксессуары, наш запах также являются частью воспитания детей.

3.10
Как это странно - порой вернуться назад...
Судьбой мне предписано быть учителем. Так получилось, что из всех претендентов моя кандидатура была самой лучшей для этого класса. И я взял на себя ответственность за 30 детских душ.
Почти две недели мы вместе на некоторых уроках и переменах. И это вызывает во мне бурю эмоций.
Заместительство все так же. Плавно и по течению.
И как же приятно, что жизнь свела меня с этим классом накануне Дня учителя! В этом есть какой-то замысел.
В этот день я вдруг подумал о том, с кем бы из педагогического сообщества я бы хотел познакомиться вживую.
Это три персоны.
Януш Корчак. Педагог, отдавший свою жизнь за детей. Вместе с ними.
Василий Александрович Сухомлинский. Мы так похожи с ним в нашей бесконечной любви к профессии, к душе ребенка.
А из современных Александр Ждан. Мне бы хотелось увидеть его гимназию, послушать его и о его опыте.
Ну а после каникул я полностью заступаю в права классного руководителя 1‑го «Д» класса. Так правильнее. В данный момент, в данной школе.

8.10‑14.10
Каникулы. Никогда не понимал таких суровых режимов работы на каникулах. Приходить строго к девяти. Не раньше. Ни-ни! Вдруг я приду раньше, отработаю свое время и уйду пораньше? А я вот именно в этот день и в этот час буду нужен, как никогда прежде.
Я терпеть не могу, когда впустую тратится мое время. Когда кто-то пытается его у меня украсть или отнять. Украсть тупыми разговорами, «срочными и важными» делами, «зайдите ко мне в кабинет».
Мне искренне жаль тех, кто сидит до шести и позже, как они сами говорят: «Я все равно тут до шести». Это явно люди, которые не ценят свое время, ну и как следствие не ценят время и своих сотрудников. Они не могут или не умеют решить вопрос дистанционно, без необходимого присутствия в кабинете. Это особый вид сотрудников, которые любят тыкать своим и чужим временем.
Как же все это смешно и странно! Заниматься не обучением и воспитанием, а постоянным «рукоприкладством» в мою организацию времени.
Завтра уже пятнадцатое октября. И снова в бой?