Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ, член Центрального штаба ОНФ:
- Восприятие обществом профессии школьного учителя сегодня довольно противоречиво, как и сам социальный статус учителей. С одной стороны, в нашем обществе во все времена отмечалась и признавалась высокая социальная значимость педагогического труда. Отношение к учителю как к наставнику, проводнику культуры и носителю духовно-нравственных ценностей априори ставило профессию педагога в ряд самых авторитетных.
Престижность профессии в обществе измеряется не только уровнем задач, которые решают ее представители, но и уровнем заработной платы, которую они за это получают. Так, уровень и спектр задач, которые выполняет учитель, в восприятии социума остаются жизненно важными. Но уровень доходов учителей в целом по стране остается невысоким. О низком уровне зарплат учителей говорят и результаты опросов, проведенных экспертами Общероссийского народного фронта среди более чем трех тысяч учителей. Мониторинг этого года показал, что более четверти учителей сегодня живут крайне экономно, их заработка хватает только на повседневные расходы. Данное положение вещей необходимо исправлять в кратчайшие сроки. Это особенно важно в свете выполнения пункта майского указа Президента РФ о выведении российской школы в десятку лучших в мире. Необходимо помнить, что именно учитель будет главным двигателем этого процесса.
Сегодня, как и всегда, школа - это ключевой этап социализации ребенка и первый плацдарм реализации его идей. Поэтому учителям нужно вернуть возможность работать с детьми, а не с бумагами, снизить их непедагогическую нагрузку. Нужно создавать новые способы организации бесконфликтного диалога всех участников процесса обучения, минимизировать напряжение в школе. Тогда из профессии не будет вымываться ее исконный, глубинный смысл - развитие ума и душевных качеств ребенка, формирование человеческого потенциала. А это невероятно высокая миссия, которая всегда будет уважаема.

Григорий НАЗАРОВ, учитель истории и обществознания химкинской гимназии №9, Московская область:
- Думается, что этот парадокс вполне характерен для нашей страны, находящейся в процессе мучительного перехода от тоталитарного к демократическому политическому режиму. Внутри этого большого процесса лежат многочисленные и менее масштабные процессы, один из них - изменение содержания многих терминов. Престиж как понятие в данном случае лежит в двух плоскостях - материальной и духовной.
Большинство родителей уважительно относятся к труду учителя, потому что не могут не признавать его большую заслугу в деле воспитания ребенка. И родители действительно благодарны за это учителям. Это о духовной плоскости. Но при этом, живя в безжалостном и циничном XXI веке, они не могут не учитывать реалии, при которых зарплата учителя за пределами московского и петербургского конгломератов зачастую не позволяет вести жизнь, адекватную современным вызовам. Этой, материальной, плоскостью объясняется выбор профессии юриста. Такой выбор крайне печален: юристы, судя по последним новостям из Сбербанка, будут востребованы в меньшей степени, нежели учителя.

Наталия КУКУШКИНА, председатель Профсоюза работников образования г. Череповца, Вологодская область:
- Результаты опроса действительно кажутся парадоксальными. Но это только на первый взгляд. На самом деле они очень красноречиво показали противоречивость социального положения педагогов в обществе. С одной стороны, общество признает высокую социальную значимость учительского труда, степень влияния педагогов на формирование личности, а с другой - мы видим, что вследствие низкой оплаты труда, не соответствующей сложному характеру работы педагогов, профессия «учитель» оказывается маловостребованной.

Валерия ЗАХАРОВА, главный бухгалтер ООО «Инбиофарм», Москва:
- Быть учителем в современной школе - это героизм, на который не каждый способен. На учителей возлагается слишком большая нагрузка и осуществляется слишком сильное давление со стороны общества, ибо они несут огромную ответственность за формирование подрастающего поколения. Если человек сознательно выбирает для себя такой путь, это вызывает лично у меня огромное уважение. Сегодня никто не станет презрительно кривить лицо, если его собеседник скажет, что он учитель. Несмотря ни на что, бесплатное образование у нас все еще существует, а система образования в целом охватывает практически все население. Я знаю многих людей, которые никогда не пользовались услугами юристов. Но не знаю ни одного человека, у которого не было бы учителей, преподавателей, педагогов.
Профессия юриста считается хорошим источником дохода, причем без особого надрыва. За последние четверть века в стране появилось огромное количество юридических контор, которые формируют именно такое мнение (чем откровенно подрывают авторитет профессии). Их сотрудники берут плату за каждую мелочь, пользуясь правовой безграмотностью населения и во многом человеческой ленью. А ведь часто трат на юристов можно избежать, если хотя бы просто самостоятельно почитать законы и обратиться за разъяснениями в государственные структуры.

Валерий БОЛЬШЕНОГОВ, военнослужащий, отец третьеклассницы, Воронеж:
- Я думаю, что речь должна идти не о престижности профессии учителя, а об уважении к ней. Уважение - это да, оно еще сохраняется у более взрослых, даже пожилых россиян, а молодежь, на мой взгляд, скептически относится к этой профессии. Очередей в педагогические вузы я не видел, и мало кто из отличников или из тех, кто получил высокие баллы по ЕГЭ, идет в учителя. Как раз в юристы идут.
Те, кто сегодня начинает работать в школах после вуза, уже почувствовали на себе плоды нынешнего «просвещения». Моя дочка - ученица начальной школы - недавно принесла проверенную молодой учительницей домашнюю работу. Педагог в слове «трамвай» исправила букву «м» на «н», а дочери объяснила, что проверочное слово к «трамваю» - только не падайте! - «транспорт». Так что, если бы меня спросил ВЦИОМ, я бы поспорил насчет престижности профессии учителя. Возвращать настоящий престиж и уважение к этой профессии надо всем, в том числе и самим учителям. Но во главе угла должен быть государственный подход: будут хорошие зарплаты - значит в педагогические вузы пойдут лучшие ученики.

Наталья МИРОНОВА, мама второклассницы, менеджер, Великий Новгород:
- Думаю, профессии врача и учителя всегда будут пользоваться уважением в обществе. Это не зависит от уровня заработной платы. Педагог и доктор имеют возможность делать мир лучше и чувствовать себя авторитетными и полезными. Их жизнь имеет высокий смысл. И это понимают очень многие люди.