В школе №2109 предлагают делать первые шаги в этой области в 3‑4‑х классах, начиная с простых опытов, которые ученики могут выполнить самостоятельно под руководством старшеклассников. Например, сливать два раствора и наблюдать за изменением цвета и выпадением осадка.
В 5‑6‑х классах после изучения начального курса «Окружающего мира» можно приступать к систематизации и начинать формировать первоначальные химические знания и умения: описывать вещества по определенным физическим свойствам, распознавать их (например, в продуктах питания), выделять химические процессы из явлений окружающего мира, знакомить с лабораторным оборудованием. В школе №2109 для ребят такого возраста проводятся внеурочные занятия «Занимательная химия». Это помогает им рано определить свои интересы и способности, чтобы осознанно выбирать предпрофильное обучение в седьмом медицинском классе школы.
Химия в школьной программе появляется в 8‑м классе. Поэтому в семиклассниках важно поддерживать интерес к предмету, настраивая учащихся на серьезный, правильный подход к его изучению. В том числе показать опасности, которые могут возникнуть при несоблюдении инструкций учителя. Так, некоторые вещества, соприкоснувшись, воспламеняются. Под воздействием концентрированной кислоты органические вещества (в том числе кожа человека) могут обуглиться.
К внеклассной работе по предмету предлагается привлекать учащихся 10‑11‑х химико-биологических профильных классов. Младшие школьники знакомятся со сплоченной командой «химиков» и могут в дальнейшем обратиться к ним за помощью в решении сложных вопросов, возникающих при изучении этого предмета.
Такое заблаговременное знакомство с химией в 3‑7‑х классах, пропедевтика, помогает выявить детей, способных самостоятельно делать первые шаги в изучении этого предмета. У одних оно так и останется увлечением, а другим поможет определиться с профилем в старшей школе.
Хорошие результаты приносит исследовательская деятельность учащихся. Она дает дополнительный теоретический, практический, аналитический материал к основным темам курса, знакомит с различными методиками и инструментами получения информации, развивает самостоятельность, умение отстаивать свою точку зрения. Ученики школы №2109 ежегодно становятся призерами и победителями таких конкурсов районного и городского уровня, как «Ярмарка идей на Юго-Западе», «Ярмарка идей МФЮА», XV открытый окружной эколого-краеведческий фестиваль «Родная земля», окружной IX Открытый городской экологический фестиваль «Природные территории. Экология. Школа», а также Городской конкурс мультимедийных и проектных работ по ресурсосбережению.
Еще один метод развития интеллектуальных возможностей талантливых учащихся - участие в олимпиадах. Во время подготовки к ним в школе проводятся занятия по решению нестандартных задач. Их ведут учителя школы, чьи ученики добились высоких результатов, а также студенты - призеры и победители олимпиад прошлых лет. В этом направлении есть определенные достижения: учащиеся старших классов стали призерами муниципального этапа, а один ученик - победителем регионального и призером заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников по экологии.
Все эти разнообразные формы работы дополняют, развивают и укрепляют мотивацию школьников к получению глубоких знаний по химии. А от учителя они требуют большей подготовленности, постоянного повышения уровня своего профессионализма.

Татьяна ЗЕНИНА,
учитель химии школы №2109