Когда речь идет об одаренных детях, учителя стараются подобрать для них задания, которые помогут развить природные данные. Например, на уроке литературы самый актуальный вид деятельности - анализ художественного произведения. Вдумчивая работа с текстом, даже конкретным словом дает поразительные результаты: выполняя задания урока, решая прикладные литературоведческие задачи, ученик не только понимает глубинный смысл произведения, проникает в тайну авторского замысла, но и делает более глобальные выводы нравственного порядка. Такая работа и эмоциональный отклик стимулируют мозговую деятельность.
Образцом творчества для учащихся становятся и работы, написанные самим учителем. Когда на глазах у ребенка рождается живое слово, у него самого появляется желание творить.
Уроки русского языка тоже побуждают учащихся проникнуть в тайны речи. Хорошим подспорьем для учителя здесь становятся лингвистические загадки. Так, например, первый урок в 5‑м классе можно начать со всем знакомой фразы «Глокая куздра…», которую придумал академик Л.В.Щерба, чтобы у своих студентов пробудить интерес к языку. Изначальный смысл предложения исчезает, остается лишь некая математическая модель морфологии и синтаксиса. Такую формулу, конечно, можно наполнить вполне конкретным содержанием, но главное не в этом. Синтаксический разбор предложения и определение частей речи помогают школьникам сделать вывод, что у слов в языке есть определенные признаки. Значит, чтобы хорошо усвоить язык и постичь его законы, нужно знать грамматику. Составление определенных схем, таблиц для выявления закономерностей языка, а также для систематизации полученных в результате исследования знаний способствует развитию логического мышления и языкового чутья. Все это рождает в ребенке жажду открытия.
Чтобы развить одаренность, нужно подбирать задания повышенного уровня сложности, при этом особое внимание уделять нестандартным упражнениям и тренингам, внедрять проблемно-исследовательские методы обучения, направленные на развитие творческого и исследовательского мышления учащихся. Особенно важно сохранить в детях интерес к слову, русской речи, родной культуре.
В психологическом словаре читаем: «Одаренность, не подкрепленная соответствующими знаниями и навыками, никак не влияет на улучшение потенциала». Следовательно, развить потенциал можно, научив детей самостоятельно добывать знания. Так что лозунг «учись учиться» всегда будет актуальным. Важно понимать, что дети учатся не только для того, чтобы, отправляясь на экзамен, чувствовать уверенность в своих силах. Желание постоянно узнавать новое сделает их более конкурентоспособными и перспективными среди коллег, а главное - жизнь их станет осмысленнее и интереснее.

Ирина ГОРМАЛЕВА, учитель русского языка и литературы школы №2009