Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно хорошо понимать, отчего возникают школьные неврозы. Ведь предотвратить можно только то, причину возникновения чего мы знаем. Поэтому необходимо знать, почему возникают неврозы. У одних детей невротические расстройства возникают еще до школы. Это последствия не очень благополучного течения беременности, родов, первых лет жизни ребенка. Возможной причиной могут быть черепно-мозговые и психологические травмы, частые, длительные болезни, тяжелые хронические заболевания. И если такой ребенок приходит в школу и ситуация не очень адекватна его возможностям, у него, конечно, может возникнуть невротическое расстройство. Вторая причина невроза - это разного рода психотравмирующие ситуации, которых у наших детей больше чем достаточно. Это и конфликты в семье, на которые взрослые часто не обращают внимания, и алкоголизм родителей, и какие-то ситуации, связанные с очень жесткими требованиями старших. Жесткие требования родителей, которые ребенок не может выполнить, - это стресс, и он тоже может привести к неврозу.

Еще один фактор, приводящий к неврозу, возникает у очень многих детей с началом систематического обучения - это стресс ограничения времени. Мы говорили о том, как важно соблюдать режим, как важно дать ребенку время на разрядку, на отдых, как важно постоянно не подгонять его. Но, к сожалению, школьная ситуация заставляет родителей действительно устраивать гонку с препятствиями. И ребенок буквально с момента пробуждения слышит «быстрее»: быстрее вставай, быстрее одевайся, быстрее ешь, быстрее шагай, быстрее двигайся, быстрее думай, быстрее пиши. Физиологи считают, что причиной школьных неврозов является стресс ограничения времени, постоянная подгонка. Теперь, когда мы знаем основные причины неврозов, пришло время сказать, как их предотвратить. Прежде всего не следует создавать стрессовые и психотравмирующие ситуации. В этом случае мы, может быть, убережем детей от школьных неврозов.

Не менее важно и для родителей, и для педагогов знать о том, как увидеть первые признаки ухудшения состояния, ведущие к подобным расстройствам. При этом важно уметь наблюдать и видеть изменения в состоянии ребенка, уметь слушать и слышать его жалобы.

Следует обратить внимание на:

- беспокойный сон и долгое засыпание;

- частые слезы и очень резкую смену настроения;

- появление разных страхов;

- появление «навязчивых» движений (подергивание мышц лица, шеи, беспокойные движения рук, ног и т.п.);

- появление запинок в речи;

- появление жалоб на головные боли, боли в животе и т.п.

Все эти признаки - сигналы неблагополучия в состоянии ребенка.