Навстречу науке
Кванториумы, как их замыслили создатели российских технопарков, - это современные платформы, оснащенные высокотехнологичным оборудованием. В 2015 году глава государства поручил развивать приоритетный проект «Доступное допобразование для детей». Сегодня технопарки есть в 56 субъектах РФ. К 2024 году их обещают построить в каждом городе, где население превышает 60 тысяч человек.
В 2016 году Карелия вошла в число российских регионов, которые выиграли конкурс на получение субсидии из федерального бюджета на создание технопарков. Федеральная помощь составила 57122,2 тысячи рублей. Из резервного фонда главы региона Артура Парфенчикова выделили еще 24480,94 тысячи рублей. В итоге получился 81 миллион - сумма для небогатой Карелии космическая!

Уникальность во всем
Помещение для кванториума выбрала региональная власть. Здание - бывшую школу-интернат №22 для детей с тяжелой патологией речи, закрытую по причине оптимизации и плохого состояния, - передали в пользование одаренных детей. Ремонт сделали не везде: самым обжитым и отремонтированным оказался второй этаж. Именно здесь пока расположены основные помещения кванториума. В просторных залах расположились семь квантумов: IT, геоквантум, аэроквантум, хай-тек, промышленный дизайн, энерджиквантум и робоквантум.
С детьми работают профессиональные педагоги, прошедшие отбор федерального оператора. Только после двухнедельного обучения - оно включает работу на современном оборудовании и азы проектной деятельности - проходит аттестация. После - еженедельные вебинары. За ставку 18 педагогических часов учителя получают зарплату педагога дополнительного образования. Зарплата сотрудников кванториума, а также содержание здания - забота региональных властей. «Педагоги, которые работают сегодня в технопарке «Сампо», уникальны!» - уверен министр образования Карелии Александр Морозов.

Космическая станция
У увлеченных педагогов и дети не скучают: необычный проект для участия в международном конкурсе юные техники подготовили за лето. Международный конкурс детских инженерных команд привлек внимание подростков. Проект петрозаводских кванторианцев называется «Создание функционирующей модели пилотируемой орбитальной космической станции». Модель, которая представляет собой запаянный с двух сторон стеклянными люками цилиндр, позволяет увидеть на экране компьютера изменения состава воздуха, влажности, температуры, освещения.
Александр Софронов, Никита и Николай Рулевы работали над идеей несколько месяцев, а теперь ждут подведения итогов. Если модель пилотируемой орбитальной космической станции пройдет конкурсный отбор, то впереди новый этап работы - совершенствование конструкции по определенным параметрам. Поясняя специфику конкурса, Александр Софронов рассказал, что были даны лишь критерии работы, а концепт и новые решения - это то, над чем трудились сообща, изучая уже накопленный опыт. О своем изобретении молодые люди сняли сюжет. Его и оценит жюри, выбирая участников для прохождения в следующий тур.

Модуль для школы
Андрей Шихуцкий - воспитанник квантума «Промышленный дизайн», десятиклассник Университетского лицея - создал модель биологического модуля на пришкольной территории. Пространство представляет собой гибрид тепличного комплекса и летнего сада. К поиску юношу подтолкнула мысль о том, что современным школьникам негде отдыхать на переменах. «Просто сидеть на стульях - это невесело, - говорит он. - Мы придумали биологический модуль, который может быть расположен в нескольких метрах от школы. Тут есть и зона отдыха, и грядки, чтобы дети на уроках изучали ботанику и сами наблюдали за пестиками и тычинками. Мы добавили сюда очень много скамеек - школьники должны общаться и отдыхать. Чтобы энергообеспечение модуля было автономным, на его крышу мы установили солнечную батарею».
Идею воплотили в виде макета, который представили на Всероссийской конференции учеников и молодых ученых ПетрГУ, а также в Госдуме на V Всероссийской ежегодной конференции «Юные техники и изобретатели».
- Проект не был просчитан с точки зрения финансов и реальности конструкции. Пока есть только идея. Но все это возможно претворить в жизнь, если будет необходимость, - уверена Алла Кирпиченко, педагог дополнительного образования, которая реализует авторскую программу «Создавая будущее. Промдизайн».

Прикроватный столик и роботы
Анна Федотова и Милана Горшкова рассказали о своей победе в конкурсе проектов, благодаря которой и оказались в августе в проектной школе «ЮниКвант» в «Артеке». Школьницы разработали прикроватный столик с розеткой для малогабаритных квартир: удобно, когда все под рукой, а ноутбук не надо класть под кровать. «Или телефон зарядить...» - добавляет кто-то из ребят.
Педагог Робоквантума Даниил Гудач продемонстрировал работу еще одного ученического изобретения. Робот умеет выполнять несложные команды - двигать руками, ходить, приседать. Как управляться с подобными и более сложными механизмами, создавать и программировать - этому также учат в кванториуме.
Собрать робота, по словам Даниила, непросто. «Нужно понимать последовательность соединений. В этих наборах есть также специальная программа. С ее помощью можно программировать робота, - рассказывает Даниил Гудач. - Когда идет человек, он не задумывается о том, как это происходит. Робота нужно всему этому учить - как перемещать вес, чтобы не упасть, как учитывать свои габариты, чтобы ни во что не врезаться». Тонкости робототехнического мастерства школьники постигают здесь не на словах, а на практике.
Приложение для музея
Педагог IT-квантума Иван Ригоев показал в работе кейс, который выполнили специально для Музея изобразительных искусств Карелии. В прошлом учебном году команда юных IT-инженеров кванториума создала компьютерные приложения в виде логических игр «Мемория» и «Пазл». Оба приложения работают с репродукциями картин, представленных в музее. Теперь каждый посетитель может в игровой форме изучить коллекцию, собрав пазл с уровнем сложности от одного до десяти, или проверить свои знания и память с помощью приложения «Мемория», которые установлены на сенсорных экранах в холле музея.

От идеи к воплощению
В помещениях бывшей коррекционной школы-интерната №22 идет ремонт - готовят к установке оборудование для мастерских, освобождают первый этаж. Как пояснила директор Ресурсного центра развития дополнительного образования Светлана Начинова, здесь откроется необычное кванторианское пространство для детей с особыми возможностями здоровья. Не исключает руководитель центра, структурным подразделением которого является кванториум, что в будущем построят кванториумы для детского сада. А пока Светлана Начинова озабочена ремонтом. Педагоги и дети ждут появления мастерских, где все идеи смогут претвориться в жизнь. «Мы сможем выпускать все! От бисера до ракет», - говорит директор.
Руководитель детского кванториума «Сампо» Ксения Сазонова в этом не сомневается. Сейчас она находится в поисках стратегических партнеров. «Мы думаем, как привлечь для сотрудничества предприятия города. Идея технопарков в том, что наставники-практики передают свой опыт молодым и воспитывают будущие кадры». Воспитание может идти и через постановку определенных задач. Так, юные кванторианцы уже разработали приложение для музея, придумали интересную упаковку для популярной в Петрозаводске пекарни, работают над тримараном, который сможет изучать дно водоемов. Задумок здесь много!

P.S. Название у карельского кванториума непростое. Оно из эпоса «Калевала», которым увлечена Ирина Рынкевич, руководитель педотряда «Параллели». «Сампо - мельница счастья - производила соль, муку и деньги, - поясняет Ирина. - Название неоригинальное для Карелии, но удобное и по смыслу, и по звучанию - указывает на территориальную принадлежность и содержит экономическую составляющую. Надеюсь, кадры, выросшие в Кванториуме, и впрямь смогут внести свой вклад в рост благосостояния республики».

Петрозаводск