​Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться.
Леонардо да Винчи

Раньше я не имела опыта работы с людьми старшего возраста, так как по образованию являюсь учителем английского языка в начальной школе. Волнительно и даже страшно было мне, когда я представляла наше первое занятие, хотя стаж моей работы в школе составляет 21 год. Для начала надо было узнать мотивацию моих учеников: «Чего вы ждете от нашего курса?» Ответы были разные: «вспомнить давно забытое», «научиться читать на английском языке», «уметь понимать чужую речь на слух», «тренировать память», «общаться в поездках», «просто выйти из дома». Как же угодить всем? Как сделать так, чтобы пожилые люди шли на занятия с желанием и получали то, что надо именно им? Ведь когда мы даем знания ребенку, мы вписываем их своим красивым учительским почерком в детскую «книгу жизни» на чистый лист. А в «серебряном» возрасте «книга жизни» каждого почти написана, можно лишь вставить что-то между строк…
И вот я решила строить свои занятия так, чтобы в них каждый смог найти нужное для себя. Сначала я написала рабочую программу с почасовым планированием. Весь курс я разделила на два полугодия с летним перерывом. В первом полугодии уделялось внимание страноведению, изучению алфавита, правилам чтения. Сколько радости было в глазах моих учеников, когда они вспоминали знакомые слова и выражения, смогли перевести и понять суть простых текстов! В этой работе обязательно надо учитывать, что изначальный уровень владения языком у всех моих учеников был разный. Постепенно я стала вводить лексику по темам «Животные», «Цвета», «Моя семья», «Еда», «Профессии».
В нашей школе преподавание английского языка ведется по учебникам Starlight (издательство «Просвещение», www.prosv.ru), из которых я брала тексты, упражнения, записи для ауди­ро­ва­ния и другой нужный для обучения материал. Очень живо слушатели курса реагировали на занимательные задания, песни, стихотворения и диалоги из учебников для 4‑6‑х классов.
В конце первого полугодия ученики были способны выполнять задания, сочетающие в себе знания по достаточно большому количеству лексических и грамматических тем: «Глагол to be», «Множественное число», «Артикли», Глагол have got», «Числительные».
Примеры заданий:
1. Нарисовать 10 пустых квадратов, пронумеровать их. Закрасить квадрат, соответствующий порядковому номеру, предлагаемым цветом. (The first square is red. The tenth square is green. etc.)
2. Прослушать рассказ Монстра. Нарисовать его, опираясь на рассказ. (I have got a big head and a fat body. I have got 3 eyes, 1 nose, 1 mouth and 2 ears. My hair is green. I have got 4 short arms, 5 long legs and big feet. etc.)
Особый интерес вызывали задания на живое общение «Покупаем сувенир», «Заказываем еду в кафе», «Знакомство», которые обучающиеся разыгрывали в парах. Диалог можно было переделать на свое усмотрение.
Каждое занятие я решила начинать с рефлексии, с ответа на вопросы «Что нового и интересного вы узнали на прошлом уроке?», «Что было непонятно, трудно для вас?». Учитывая ответы, я продолжала строить свою работу дальше. Постепенно выделились этапы занятия:
1. Организационный момент.
2. Рефлексия.
3. Проверка домашнего задания.
4. Повторение изученного с вычленением нового.
5. Объяснение нового материала.
6. Закрепление изученного, выполнение упражнений.
7. Подведение итогов, объяснение домашнего задания.

Перед летним перерывом два наших занятия были посвящены составлению списка литературы на лето. Мы обсуждали произведения англоязычных авторов, прочитанные на русском языке, биографию этих авторов, эпоху их жизни. Каждый из нас взял на заметку что-то интересное, появилось желание ознакомиться с этими произведениями поближе (на русском или английском языке в зависимости от уровня).
Во втором полугодии учащимся предстоит ознакомиться с простыми временами, а также они продолжат пополнять свой словарный запас, будут развивать навыки чтения, аудирования, говорения и письма.
Вот так, постепенно, у пожилых людей открывалось второе дыхание для изучения иностранного языка и восприятия новой информации. Но самое интересное, что оно открылось и у меня! Оказалось, что новый опыт был необходим и мне! Этот опыт обогатил меня, заставил взглянуть на мою работу с другой точки зрения. Наше сотрудничество оказалось взаимовыгодным. Не бойтесь начать учиться и учить! «Обучение - это напоминание другим, что они знают все так же хорошо, как и ты» (Ричард Бах, «Иллюзии»).

Наталья ТАРАСОВА, учитель английского языка школы №1353 имени генерала Д.Ф.Алексеева