«Подумаешь, молчит ребенок. Заговорит через год! Зато он на планшете в интеллектуальные игры играет», - заявляют современные родители. Они уверены: с ребенком говорить не нужно, а с молчуном даже проще - не мешает своими делами заниматься. И далеко не каждый родитель знает, что трудности с речью оборачиваются гораздо более серьезными проблемами развития ребенка.
Так почему же плохо говорят наши дети и кто виноват в этом? Причин много. Например, сейчас остро стоит проблема дефицита общения с ребенком: малыш растет как бы сам по себе, его красиво одевают, но родителям некогда говорить с собственным ребенком, никто с ним не играет, не читает детских книг, не лепит, не рисует. Многие современные родители полностью сваливают свои обязанности по воспитанию детей сначала на детский сад, потом на школу. И как результат педагогическая запущенность.
Также к проблемам с речью могут привести перенесенные ребенком инфекционные заболевания, родовые травмы, ушибы головы в первые годы жизни, снижение слуха, недостаточное развитие речевого аппарата, дисфункция мозга. Но это уже медицинские аспекты.
Еще современные дети большое количество времени проводят у телевизора, за компьютером, телефоном, планшетом.
Многим намного проще купить планшет или включить мультик, чем заняться со своим ребенком чем-то полезным. Еще с раннего возраста ребенка приучают есть за просмотром мультфильмов, засыпать под уже любимые звуки и картинки на экране. Когда родителям нужно отвлечься или позаниматься своими делами, стало вполне обычным посадить ребенка и дать ему в руки гаджет со скачанными якобы полезными и развивающими играми или включить мультики. Родители думают, что ребенок как-то занимается и развивается таким образом. Но это не так! Мерцающий экран негативно воздействует на нервную систему, приводит к утомлению и перевозбуждению. Исследования показывают, что дети, которые долго смотрят телевизор и много времени проводят за планшетами и компьютерами, чаще страдают нарушениями речевого развития и дефицитом внимания.
«Экранные дети» не любят играть в развивающие игры, они ленятся трудиться, думать, теряют способность и желание самостоятельно занять себя, содержательно и творчески играть. Им неинтересно общаться друг с другом. Они предпочитают нажимать на кнопочку и ждать новых готовых развлечений.
Но телевизор, планшет и компьютер могут сыграть и положительную роль в развитии речи малыша. Нужно только соблюдать правила:
- не перегружайте ребенка информацией;
- не оставляйте детей без внимания во время общения с техникой;
- смотрите полезные, добрые, развивающие мультфильмы и помните, что просмотр должен быть строго дозированным, под присмотром родителей, не забывайте обсуждать происходящие на экране события и сопереживать героям.
Если ребенок рассказывает, он расширяет словарь, учится строить фразы, развивает умение объяснять, рассуждать, а это необходимые условия развития связной речи.
И все же не заменяйте живое общение взрослого с ребенком телевизором и планшетом. Никакие гаджеты не заменят вашему ребенку вас самих и вашу любовь! Не передавайте монитору ответственность за воспитание вашего чада!
- Следите за своей речью. Разговаривайте четко, внятно, понятно, выразительно и не кричите в присутствии ребенка. Помните: в вашей речи не должно быть слов-паразитов и матерных слов, если вы не хотите их услышать от ребенка.
- Пойте с ребенком. Пение активизирует речевые центры.
- Больше разговаривайте с ребенком: рассказывайте ему о том, что вы делали и для чего, давайте возможность ребенку помочь вам.
- На прогулке обращайте внимание детей на сезонные изменения, погоду, окружающий мир. Прислушивайтесь к шуму ветра, дождя, пению птиц.
- Читайте детям, беседуйте о прочитанном.
- Делайте вместе поделки, рисуйте, лепите.
- Учите ребенка всему, что умеете сами.
- Фантазируйте, придумывайте новые игры, играйте с ребенком!
И совсем скоро вы увидите хорошие результаты в развитии речи ребенка.

Ольга САДОВА, Юлия СОЛОВЬЕВА
учителя-логопеды школы №1150 имени дважды Героя Советского Союза К.К.Рокоссовского