Волнение родителей понятно, ведь от того, насколько успешным будет начало обучения, во многом зависит отношение ребенка к школе, к учению.
Перед школой дошкольники начинают посещать дополнительные занятия, учатся читать, считать. Иногда родители действуют по принципу - чем больше развивающих занятий посещает будущий первоклассник, тем лучше. Этот подход может привести к умственной и физической перегрузке ребенка. Нагрузки и требования родителей и педагогов возрастают, к дошкольнику начинают относиться как к будущему ученику.
В этот момент ребенок может почувствовать неуверенность в себе, страх перед школой. Советуем вам поддержать ребенка, проводить больше времени вместе, беседовать на интересные темы, чаще гулять. Не стоит предъявлять к ребенку повышенных требований, не пытайтесь сравнивать его с другими детьми!
Обратите внимание на общение со сверстниками, умение договариваться с ними, играть общими игрушками, обмениваться личными вещами, адекватно выражать свои эмоции, выстраивать отношения с другими взрослыми.
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. Очень важно, как родители и воспитатели говорят о школе. Постарайтесь сформировать положительное отношение к школе, расскажите о своем детстве, школьных друзьях и учителях.
Если ребенок не посещал детский сад, подготовьте ребенка к общению с другими детьми в развивающих центрах, в спортивных секциях.
Роль родителей велика на каждом этапе жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе родителям самостоятельно? Сегодня существует множество программ, пособий по подготовке к школе.
Какое бы пособие вы ни выбрали, родительская программа подготовки ребенка к школе может включать следующие направления: развитие речи, тренировка внимания, развитие воображения, развитие мышления, развитие школьной мотивации. Советуем вам: разговаривайте с ребенком, обязательно задавая ему вопросы, терпеливо ждите ответ. Предлагайте составлять рассказ по наборам сюжетных картинок, о событиях сегодняшнего дня, например, рассказать папе/маме, как прошла прогулка с бабушкой/другим взрослым. Уточняйте подробности, просите больше описаний, наблюдений. Развитию памяти и внимания способствуют пересказ знакомого рассказа или сказки, заучивание стихотворений, восприятие информации через слух путем прослушивания аудиокниг.
Развивать воображение ребенка для школьного обучения помогут любые виды творческой деятельности - рисование, лепка, аппликация. Придумывайте истории, разыгрывайте спектакли с участием кукол, мягких игрушек или персонажей, изготовленных из подручных средств.
Для развития логики, мышления можно предложить решать головоломки, игры типа «пятнашек», кубик Рубика, посмотреть детские альманахи, включающие загадки, ребусы, головоломки, шарады, кроссворды. Используйте логические игры на анализ и сравнение предметов при помощи специальных пособий или игровых ситуаций.
Практикуйте семейное взросло-детское чтение, запишитесь в библиотеку. Для мотивации ребенка к учебе важно, чтобы получение новых знаний было интересным, увлекательным делом.
Отвечайте на вопросы ребенка, не отмахивайтесь от него. Предложите вместе найти ответ на вопрос в энциклопедии или Интернете.
Полюбите подвижные, логические или просто забавные совместные игры. Все это будет помогать формированию главного школьного качества - положительной мотивации к учению, необходимости сделать то, что нужно, а не только то, что хочется. Результативность дошкольной подготовки зависит также от индивидуальных особенностей ребенка, систематичности игр-занятий, включенности родителей.
Важно заранее выработать определенную внутрисемейную стратегию по подготовке ребенка к школе, а остальное дело времени и терпения.
Помните о том, что вы стремитесь не только подготовить ребенка к школе, а максимально раскрыть его потенциальные возможности.

Валентина КАПЛИНА, педагог-психолог школы №1739