​Рассказ №1

- «Комсомол - моя судьба», - поет ВИА «Самоцветы». Чем стал комсомол в вашей судьбе?
- В моей судьбе комсомол сыграл очень большую роль. Главное, чему научилась, будучи в его рядах, - это умение разговаривать с людьми, убеждать, отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Комсомол научил ответственности за порученное дело, собранности и организованности, умению довести дело до конца. Эти качества очень пригодились в жизни мне и как учителю, и как руководителю.
- Каким образом комсомольская юность сформировала (определила) вашу личность? Какие качества личности формировались у комсомольцев?
- Этот вопрос тесно связан с предыдущим. Все качества, перечисленные в предыдущем ответе, органично вписываются и в этот ответ. Хочется добавить, что комсомол формировал в нас гражданственность и патриотизм, любовь к своей стране и гордость за свершения, которые достигались руками комсомольцев. Комсомольская дружба жива и по сей день.

Рассказ №2

- В этом году комсомолу исполняется 100 лет. Считаю, мне повезло, что моя судьба со школьной скамьи была связана с этой организацией. В 14 лет я вступила в ряды ВЛКСМ, а в 15 лет уже возглавила ученическую комсомольскую организацию школы, став ее секретарем. Комсомольские годы научили меня ответственности, добросовестности.
Мы все работали вместе, брались за любую работу - от спортивных соревнований и конкурсов до помощи при уборке урожая на полях. Приятно вспоминать о том, что наша комсомольская организация охватила все направления жизни молодежи. Мы активно занимались сохранением памяти о войне, устраивали походы по местам боевой славы наших воинов, помимо этого мы всегда ратовали за новые идеи. И спустя годы я понимаю, что главной задачей нашей организации было воспитать достойных членов общества, нашего государства, людей всесторонне развитых и любящих свою Родину. По сути, комсомольская организация предопределила всю мою дальнейшую судьбу и сыграла первостепенную роль в выборе профессии учителя.
- Чем был комсомол в свое время для страны?
- Сейчас приходит осознание всей полезности и важности этой организации не только для молодежи, но и для всей страны в целом. Комсомол организовывал нас, молодежь, на дела нашего государства, воспитывал нас как личность. Ведь именно комсомольцы с энтузиазмом восстанавливали страну после войны, осваивали просторы Сибири, строили БАМ, гидроэлектростанции. Говоря о ВЛКСМ, без преувеличения можно сделать вывод, что эта организация сыграла огромную роль в становлении и процветании нашего государства того времени.
Тоненькая красная брошюра устава ВЛКСМ была настольной книгой для каждого комсомольца. До сих пор помню слова: «Член ВЛКСМ обязан... показывать пример в труде и учебе, постоянно повышать производительность труда, активно содействовать ускорению научно-технического прогресса, быть самоотверженным патриотом своей Родины, готовым отдать для нее все свои силы…»

Рассказ №3

- В юности так или иначе формируется личность. А если юность комсомольская... Помню, наш школьный комитет комсомола затеял День дублера. Провели выборы - уже шла перестройка, и это было модно. Так я стал директором школы. Сначала на один день, а спустя четверть века - на года... Говорят, что комсомольский задор я сохранил. Билет точно сохранил - реликвия.
Комсомол был, пожалуй, самым противоречивым социальным институтом советского общества. Он во­одушевлял, заражал энтузиазмом и чувством причастности к большому делу, учил дружить, общаться, руководить, искать и находить себя. А с другой стороны, в мою комсомольскую бытность он уже был заражен лицемерием, двоемыслием и карьеризмом. Но помнится из комсомольской жизни мне только светлое и хорошее.
Школу, армию, начало университета я прожил комсомольцем. Мои друзья были комсомольцами, мои первые девушки носили порой комсомольский значок. Любовь моей жизни была комсомолкой, а стала женой. Впервые моя фотография в центральной прессе была опубликована именно в «Комсомольской правде». Нет, правда, комсомол - это не просто организация, это судьба!

Рассказ №4

- Моя юность пришлась на то время, когда судьба всего поколения тем или иным образом была связана с комсомолом. В комсомол я вступала в 276‑й школе, в которой и начинала работать учителем. В нашей школе одной из первых была создана объединенная комсомольская организация учащихся и учителей. Мы брали на себя ответственность за решение самых разных задач: помощь ребятам, кому было непросто в этой жизни; помощь ветеранам Великой Отечественной войны; организация субботников в микрорайоне, КВН учителей и учеников. Для меня это было время, «когда деревья были большими», когда солнце светило ярко. Недавно на «Управленческой среде» руководитель Департамента образования предложил ответить на вопрос о том, чему научила нас школа, и мои ответы во многом были связаны не только со школьными уроками, но и со школьным комсомолом. Здесь мы учились и планировать, и ставить цели, и брать на себя ответственность. Мне думается, что именно в юности я стала осознанно неравнодушным человеком.
- Что из традиций комсомола может быть востребовано сегодня, каким образом можно транслировать эти традиции и как вы это делаете?
- Если же вести речь о традициях, то ценным считаю разновозрастные группы, в которые объединялись молодые для организации интересных дел. В этой атмосфере всегда было место и инициативе, и ответственности. Взрослые, старшие коллеги позволяли нам, молодым, пробовать, мы не боялись творить, а иногда и вытворять. Сегодня в своей работе с молодыми я стараюсь придерживаться этого же принципа - создавать условия для инициативы, не мешать, но быть рядом. Возможно, этому меня научила моя комсомольская юность.

Рассказ №5

- В комсомол я вступила в 1975 году, во время учебы в средней общеобразовательной школе №25 Орла. И само вступление в комсомол стало ярким и запоминающимся событием. К этому серьезно и долго готовились: стать комсомольцем было почетно, значимо. Не ошибусь, если скажу, что работа в комсомольском активе школы определила мое будущее - быть педагогом. Кроме того, опыт комсомольской юности навсегда стал залогом активной жизненной позиции, инициативности в труде, результативности командной работы.
- Вспомните интересный случай из вашей жизни времен комсомола.
- Пожалуй, самым памятным периодом комсомольской юности стали годы работы в школе-интернате, расположенной в самом восточном населенном пункте страны: поселке Уэлен, на Чукотке. Я попала туда по распределению и считаю это большим подарком судьбы. В 1934 году Уэлен стал одним из центров спасения членов экипажа парохода «Челюскин». В год пятидесятилетия их спасения я как секретарь комсомольской организации педагогического коллектива школы возглавила подготовку и проведение встречи делегации челюскинцев. Это было очень почетным и ответственным поручением, с которым наша команда с честью справилась. А память о встрече с легендарными челюскинцами не тускнеет до сих пор.

Рассказ №6

- В моей судьбе это школа становления, роста меня как гражданина - от рядового комсомольца до секретаря комитета комсомола школы и - дальше - секретаря комитета комсомола курса в военном вузе, секретаря комитета комсомола факультета в военной академии. (Справка: стал членом ВЛКСМ в 1972‑м, работал непосредственно в комсомоле до 1983 года.)
- Что из традиций комсомола может быть востребовано сегодня, каким образом можно транслировать эти традиции и как вы это делаете?
- Комсомол развил качества личности и сформировал компетенции, необходимые в современном управлении: ответственность; умение принимать взвешенные решения в сложных ситуациях; умение находить компромисс (например, когда сталкиваются интересы разных инициативных групп); навыки организации работы с большими массами людей; умение «держать удар». Если убрать идеологическую составляющую, то на современном этапе можно использовать принципы построения системы на всех уровнях, структуру молодежной организации, систему подготовки и роста кадрового потенциала, связь слова и дела.