С Алексеем мы познакомились нынешним летом на острове Кижи. Каждый занимался своим любимым делом: я проводил свои первые экскурсии, Рыбаков шил лодку для музея, на которой собирался участвовать в традиционной Кижской регате.
С первых минут знакомства поразила цельность характера молодого мастера. Ему всего 24 года, а он уже успел сшить два берестяных каноэ и взялся за необычный заказ - сшить лодку для музея мирового уровня. Откровенно говоря, до этого я и предположить не мог, что еще есть люди, настолько увлеченные и одержимые мечтой детства. В отношении мечты Алексей меня поправил, сказав, что в определенный момент мечта становится целью.
Поначалу я был уверен, что передо мной один из представителей славной династии заонежских мастеров-лодочников. Оказалось - нет. Алексей коренной москвич. В Карелии впервые оказался в 2013 году на Кижской регате, где участвовал в гонке на «кижанке». Вместе с мастером Сергеем Давыдовым заняли второе место в соответствующей номинации.
Карельские гонки на традиционных деревянных судах понравились, и на следующий год Алексей вновь приехал на остров. На сей раз решил испытать себя на необычной лодке. Больше всего меня поразило то, что шить лодки он начал сам, без всякой подсказки. Просматривал литературу, а ее оказалось более чем достаточно на огромных пространствах Интернета. Признается, что знанием технологических особенностей сшивания лодок обязан Михаилу Наймарку, исследователю-реконструктору, который восстановил технологию изготовления деревянных шитых лодок.
В это трудно поверить, но первая лодка Алексея сейчас экспонируется в Музее Мирового океана в Калининграде. Чудеса, конечно, в жизни случаются… Так совпали звезды, что на следующий год после строительства каноэ Рыбаков участвовал от музея-заповедника «Кижи» во Всероссийской выставке «Интермузей» в Московском Манеже, куда съехались представители 100 лучших музеев страны. Калининградцам приглянулась лодка Алексея, и они ее купили. Пришлось для музея «Кижи» делать еще одну берестяную лодку. Она сейчас находится в Кижской гавани, в мастерской, где работает Алексей.
Мне посчастливилось увидеть молодого мастера за работой. Первое, что я узнал от него, - лодка шьется без гвоздей. Алексей продемонстрировал, как это делается. Берется крученая еловая ветка, которая распаривается в воде, скручивается. А потом ее используют для стежка. Мастер-лодочник таким образом сшивает доски. Внешне процесс напоминает работу рукодельницы, которая делает шов на ткани.
По словам Алексея, лодка строится без чертежей, есть генеральные размеры: длины матки, лодки, толщины доски, ширины и нахлеста угла. При этом он уточняет, что главное - это угол.
Одно удовольствие наблюдать за работой мастера. Между делом он успевает еще и рассказывать о процессе изготовления лодки.
- Первые два набоя идут через штевень, - поясняет Алексей. - Штевень - старое голландское название, по-русски - кокора. Это носовая часть судна. Благодаря высоко задранному штевню «Кижанка» легко рассекает онежские волны.
По мнению мастера, лучше всего использовать для изготовления лодки сосну или ель. Последняя более гибкая, но сложно найти ее без сучков. Для кокоры и шпангоутов ель незаменимый материал.
Свой первый практический опыт до приезда в Карелию Алексей получил в Санкт-Петербурге. Узнав, что создается репродукция 54‑пушечного корабля имени Петра I «Полтава», отправился в Северную столицу. По словам Алексея, почерпнул там много полезной информации для себя.
Во время моего первого посещения мастерской, где работал Рыбаков, к нам заглянула директор музея Елена Богданова.
- Успеем к регате? - первым делом поинтересовалась она.
- Не волнуйтесь, - успокоил Алексей. - Как обещал, к началу соревнований лодка будет готова.
- Молодец, - улыбнулась Елена Викторовна.
В этой связи Рыбаков вспоминает Ютто Манинена из села Юшкозеро, который за семь дней делает лодки из заранее заготовленных материалов. Из-под его рук выходят надежные рабочие судна, на которых до сих пор ходит вся округа.
- Мне до него еще расти и расти, - самокритично говорит Алексей.
…Впереди у Алексея новая цель - построить яхту и под парусами отправиться в кругосветное путешествие. Сейчас он определяется с проектом будущего судна.
Я ни на йоту не сомневаюсь, что у Алексея все получится. Уверен, что в ближайшее время мы услышим о том, что он отправился в кругосветное путешествие.

Петрозаводск