Такая популярность вполне объяснима. Результаты этого экзамена востребованы при поступлении на самые различные специальности и факультеты, так как школьный курс обществознания включает в себя основы таких социально-гуманитарных наук, как философия, социология, политология, психология, экономика, право.
Да и сам предмет вызывает интерес у школьников - ведь изучаемый материал, как правило, связан с их личным социальным опытом, окружающей социально-экономической ситуацией, многие знания применимы в повседневной жизни. Но в то же время учащиеся сталкиваются с определенными трудностями в освоении материала, так как требования, предъявляемые даже к базовому уровню, достаточно высокие.
Таким образом, перед нынешними старшеклассниками и педагогами встает вопрос: каков наиболее оптимальный способ подготовки к такому сложному по содержанию и формам заданий экзамену? Я бы ответила словами китайского философа Лао-Цзы: «Путь в тысячу шагов начинается с первого шага».
Таким первым шагом, думается, должен быть анализ тех заданий, в которых выпускники прошлого года допустили наибольшее количество ошибок, а значит, именно этим заданиям необходимо уделить особое внимание на уроках. Согласно анализу типичных ошибок, представленному на сайте ФИПИ, выпускники 2018 года неплохо справились с заданиями первой части (1‑20). Как правило, эти задания выполняют от 50 до70% выпускников. Хотя любопытно отметить, что многие ученики и педагоги подчас легкомысленно относятся к первому заданию, невнимательно читают инструкции к заданию, поэтому в экзаменационных работах встречались словосочетания и даже слова, использованные в формулировке задания, а не одно слово, как это сказано в инструкции. Обратимся к новому пособию издательства «Экзамен» под редакцией А.Ю.Лазебниковой «ЕГЭ 2019. Обществознание. 30 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ЕГЭ», в котором, на мой взгляд педагога-практика, отражены все варианты заданий от простого к сложному и задан алгоритм эффективной подготовки.
Например, задание первой части:
1. Запишите слово, пропущенное в таблице:
Факторы производства    Факторные доходы
Земля    Рента
…    Заработная плата

Нет никаких сомнений, что ошибки в таких заданиях просто недопустимы. Еще раз напоминаем ученикам о том, как важно внимательное и вдумчивое прочтение инструкций.
Но это, конечно, скорее исключение, чем правило. Большая часть ошибок встречается в заданиях второй части. И эти ошибки, как правило, связаны уже не с невнимательностью, а с объективными трудностями.
В 2018 году задание 25 выполнили всего 29,7%. Казалось бы, необходимо только раскрыть смысл обществоведческого понятия, однако это вызвало значительные трудности, в особенности по разделу «Экономика». Следует отметить, что в пособии в формулировках задания 25 сделан акцент на тех понятиях, которые были наиболее сложными для выпускников 2018 года: государственный бюджет, экономический рост, рынок труда, безработица, потребитель, рыночная конкуренция, социальный контроль и др.
Кроме отдельных заданий, значительные трудности вызывают темы, связанные с устройством и организацией государственной власти в РФ и федеративным устройством. Варианты задания 14 в пособии отличаются разнообразием и позволяют отработать различные аспекты этой темы. Приведем примеры.

Задание 14, вариант 4.
Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти РФ, реализующими эти полномочия. К каждой позиции из блока «Полномочия»:
А) определяет основные направления внутренней политики,
Б) осуществляет меры по обеспечению обороны страны,
В) обеспечивает проведение единой финансовой, денежной и кредитной политики,
Г) принимает меры по охране суверенитета РФ,
Д) принимает федеральные за­коны, -
подберите соответствующую позицию из блока «Субъекты государственной власти РФ»:
1) Государственная Дума РФ,
2) Президент РФ,
3) Правительство РФ.

Самой распространенной ошибкой в этих заданиях стало определение полномочий различных органов власти. Ответы выпускников звучали так: «Правительство РФ принимает законы», «Высший орган законодательной власти - Правительство РФ».

Задание 14, вариант 7.
Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти РФ, реализующими эти полномочия. К каждой позиции из блока «Функции»:
А) разрешение споров о компетенции между высшими государственными органами субъектов РФ,
Б) принятие мер по охране суверенитета РФ,
В) разрешение экономических споров,
Г) осуществление мер по обеспечению обороны страны,
Д) судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, -
подберите соответствующую позицию из блока «Субъекты государственной власти»:
1) Конституционный Суд РФ,
2) Верховный Суд РФ,
3) Правительство РФ,
4) Президент РФ.

В анализе результатов экзамена разработчики отмечают путаницу в представлениях школьников о федеративном устройстве России, а также о разделении полномочий между федеральным уровнем и уровнем субъектов РФ.

Задание 14, вариант 5.
Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти РФ, реализующими эти полномочия. К каждой позиции из блока «Особенности формирования или структуры в соответствии с Конституцией РФ»:
А) отставка принимается или отклоняется Президентом РФ,
Б) состоит из 450 депутатов,
В) избирается сроком на 5 лет,
Г) слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ,
Д) является постоянно действующим органом, -
подберите соответствующую позицию из блока «Органы государственной власти»:
1) Государственная Дума РФ,
2) Совет Федерации РФ,
3) Правительство РФ.

Многие выпускники не имели четких, ясных представлений о таких понятиях, как гуманизм, патриотизм, гражданственность. Несмотря на то что слова эти так часто звучат в СМИ, с экранов телевизоров, в школьных классах, наполнение их личным смыслом и значением представляется совершенно необходимым. В этом могут помочь задание 29 и те высказывания, которые предлагают авторы пособия:
«Правила нравственности и добродетели служат основанием истинной политики» (Н.М.Карамзин).
«Личность есть выбор и решение» (Н.А.Бердяев).
«В гражданском обществе находится главный центр человеческой свободы» (Б.Чичерин).
«Государственный человек более других сограждан должен быть одушевлен, движим… любовью к Отечеству» (Г.Р.Державин).
«Есть только одна подлинная ценность - это связь человека с человеком» (Антуан де Сент-Экзюпери).
В каждом высказывании четко звучат идея, смысл, влекущие необходимость размышлять на темы: политика невозможна без морали; значение личного выбора; роль гражданского общества в государстве; особая ответственность политиков перед обществом; ценность человеческого общения и т. п.
При этом необходимо сделать акцент на теоретическом наполнении мини-сочинения (критерии К2, К3): объяснение ключевых понятий, корректность теоретических выкладок, наличие, логика и убедительность рассуждений, выводов. Большим плюсом пособия является то, что авторы подобрали высказывания, которые содержат прямое указание на то или иное обществоведческое понятие, а именно это дает толчок к рассуждениям.
Говоря о задании 29, хочется предостеречь школьников от заучивания готовых ответов и попытки подогнать высказывание под примитивный шаблон, чтобы избежать появления однотипных сочинений о детях-маугли, выросших в лесу и так и не ставших людьми; предостеречь от использования примера Стива Джобса в любой теме, так или иначе касающейся предпринимательства; быть предельно аккуратными с историческими личностями в качестве примеров, в особенности такими неоднозначными, как И.В.Сталин, Петр I, Екатерина II и т. д. Это задание предполагает творчество, полет мысли, стройные рассуждения. Написать такую работу выпускникам будет под силу, если они в полной мере овладеют основными понятиями и концепциями социально-гуманитарных наук.
Без сомнения, умение видеть проблему и выделять необходимые для ее описания понятия и термины в афористичном высказывании, автор которого мог жить в другой эпохе, приходит только в результате практики и тренировки. Пособие дает нам такую возможность, так как в нем имеются очень насыщенные и разно­образные дополнительные задания.
Эти же дополнительные материалы позволят отработать и задание 28, которое, как показывает практика, также традиционно вызывает затруднения. Хочу обратить внимание коллег на то, что в этом году введена новая формулировка задания, содержащая следующие четкие указания:
- составить сложный план;
- план должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более с подпунктами.
В критерий 28.1 в 2019 году вносится следующее положение: если «ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов)», то он оценивается в 0 баллов.
Очень большим подспорьем для учителя является то, что в пособии представлено огромное разнообразие тем как в основных 30 вариантах, так и в 80 (!) дополнительных заданиях части 2. Наличие ответов на все варианты тестов и заданий, а также критериев оценивания части 2 позволяет школьникам успешно использовать пособие и для самоподготовки. Благодаря большому объему и вариативности использования материалов сборника можно тщательно проработать темы, традиционно вызывающие у школьников затруднения, такие как «Федерализм и конституционные основы национальной политики в РФ», «Экономика фирмы», «Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации», «Бюджетно-налоговое регулирование в условиях рынка», «Общественное воспроизводство материальных благ и его основные фазы».
В заключение я хочу вернуться к словам Лао-Цзы о первом шаге, с которого начинается путь. Этот путь пора начать уже сейчас, и главное - не забыть взять с собой качественные, актуальные пособия, одним из которых, бесспорно, является пособие А.Ю.Лазебниковой, Т.В.Коваль, Е.Л.Рутковской «ЕГЭ 2019. Обществознание. 30 вариантов». Разнообразные задания, актуальные, связанные с повседневным социальным опытом учащихся тексты, акцент на заданиях, вызвавших наибольшие трудности у выпускников прошлых лет, познавательные и стимулирующие высказывания для мини-сочинений - все это, я уверена, позволит выпускникам отказаться от помощи Маугли и Стива Джобса и не потерять свои баллы на экзамене. Удачи!

​Анна ШЕЛИЯ, учитель истории и обществознания, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015