Теперь подробнее.
В начале учебного года преподавателей колледжа ждал сюрприз. Неприятный. Многие ушли в отпуск с одной тарификацией, а когда вернулись, узнали о новой, пониженной. Понятно, что размер ставки не изменился. Сокращение реальной зарплаты грозило произойти из-за снятия часов за дипломное проектирование, нормоконтроль (тоже в рамках работы над студенческими дипломами) и устранение так называемых раздвоек, при которых учебные группы численностью более 20 человек традиционно делятся на две части при проведении лабораторных работ и производственных практик. В данном случае происходит уменьшение количества рабочих часов и, следовательно, оплаты - у кого-то на 10 процентов, а у кого-то на 20 и более.
В то время как государство декларирует повышение или, по меньшей мере, стабилизацию заработной платы педагогических работников, в некоторых регионах она грозит реально «обвалиться». Конкретно здесь, в колледже, началось бурление - кулуарные обсуждения, письма в администрацию. Недовольство нарастало. Директору пришлось, несмотря на отпуск, провести собрание трудового коллектива.
Далее - только цитаты.
Из служебной записки на имя директора колледжа от предметно-цикловой комиссии по программированию: «В результате отмены деления на подгруппы сложилась ситуация, когда студенты занимаются по два-три человека за одним компьютером. Нагрузка на преподавателя увеличилась в два раза, а оплата уменьшилась».
Виктор Георгиевич Мамарин, преподаватель высшей категории: «При новой системе оплаты труда теряю до 300 часов в год. Но беспокоит не только это. По закону на лабораторные занятия по электротехнике допускаются небольшие группы, чтобы каждый студент, взаимодействующий с электроприборами, находился под контролем педагога. Важная часть обучения - посещение промышленных предприятий, которые могут нам отказать в сотрудничестве при увеличении групп, ведь страдает техника безопасности. На нас хотят сэкономить - в ущерб качеству образования».
Ирина Борисовна Сафина, ведущий преподаватель электротехнических дисциплин: «Учителя против, чтобы проблемы колледжа решались за счет нашей зарплаты. Мы и так работаем с большой перегрузкой, на пределе сил. Вы не можете управлять, а мы должны вас спасать?»
Валентина Сергеевна Новикова, ведущий преподаватель металлургических дисциплин: «Многие сотрудники не получили деньги еще за прошлый учебный год. Задолженность составляет несколько месяцев. Это при том, что студенты оплачивали обучение вовремя. Где наши деньги?!»
И так далее.
На встрече с трудовым коллективом директор УПК Николай Викторович Десятов объяснил непопулярные административные шаги тем, что у колледжа возникла финансовая задолженность: на счету минус четыре миллиона рублей. Это произошло, по его словам, прежде всего из-за снижения коммерческого набора.
Чтобы разобраться в причинах случившегося, отмотаем ситуацию на несколько лет назад.
В 2016 году к Уральскому политехническому колледжу присоединилась еще одна структура - Межрегиональный центр компетенций. Академическое учебное заведение с традиционными установками впустило в свое «нутро» современную образовательную организацию, призванную решать задачи наполнения региона востребованными специалистами. Появилось более десятка новых направлений подготовки из списка профессий Топ-50, и в 2017 году набор на бюджетной основе вырос более чем в два раза. Экономике хорошо, абитуриентам очень хорошо, педагогам двояко - с одной стороны, появилась возможность расширить собственную профессиональную деятельность, с другой стороны, поток внебюджетных средств снизился.
Но дело не только в этом. МЦК в структуре колледжа занял привилегированное положение. На него обращено государственное внимание. Он требует современного оборудования, привлечения высококлассных специалистов. На создание центра из бюджета области и Федерации было выделено два миллиарда рублей. Это позволило не только закупить новую технику, но и путем многочисленных надбавок (за освоение оборудования, содержание кабинетов, методические разработки и т. д.) поднять зарплату специалистов МЦК на достойный уровень - некоторые стали получать до 50 тысяч рублей в месяц, то есть существенно больше, чем рядовые преподаватели УПК. Финансовое неравенство привело к напряженности между сотрудниками уральского колледжа и межрегионального центра.
Николай Десятов директор молодой, в колледже он всего год. Именно на пору его руководства пришлось окончание целевого финансирования центра компетенций. Расходы уже не коррелируются с доходами. К тому же директор признает собственные просчеты - избыточные средства были потрачены летом на хозяйственные нужды, например шторы в актовом зале обновили… Вот и получилось, что к началу учебного года сформировалась кредиторская задолженность, не до конца оплачены договорные работы. Как выход из финансового кризиса объявлена «всеобщая оптимизация». Впрочем, с определением «всеобщая» я, кажется, погорячилась. Несколько раз участники собрания интересовались, почему бы не распространить процесс оптимизации на административную команду. Вопрос не был услышан.
«У меня, как у представителя администрации, есть необходимость сэкономить, - говорит Николай Викторович. - Но я понимаю, что это должна быть, во-первых, обоснованная экономия, во-вторых, законная экономия и, в-третьих, по возможности не затрагивающая интересы педагогов. Если на одной чаше весов сокращение, а на другой - снижение зарплаты, я выбираю второе».
С этим не поспоришь. Но конкретные предлагаемые меры вызывают удивление. Речь идет о сокращении «непрофильных» часов. В данную категорию могут попасть дипломное проектирование (а любой преподаватель профессиональной школы знает, какой огромный блок работы стоит за этой формулировкой) и все те же пресловутые «раздвойки» (якобы на самом деле педагоги ведут одну большую группу, а получают за две малые). Если у администрации существует такое подозрение, то лучше усилить контроль, а не обвинять всех огульно и идти против действующего Положения о нормах времени для учета преподавательской работы.
Никто не призывает к уравниловке. Истинное достижение обновленной в последние годы системы оплаты труда в образовании просто, как корень из четырех: больше получает тот, кто больше и лучше работает. Однако социальную справедливость никто не отменял. Если средств госзаказа перестало хватать на то, чтобы удержать надбавки МЦК на прежнем уровне, логика житейская и финансовая требует отказаться от части из них. Они были введены в условиях дополнительного субсидирования. Нечестно сохранять высокий уровень зарплат пусть замечательных специалистов за счет экономии на тех преподавателях, в основном общеобразовательных дисциплин, заработок которых едва дотягивает до 20 тысяч рублей в месяц.
Если же образовательное учреждение истинно заинтересовано в профессионалах и желает их сберечь у себя, следует искать эффективные пути «наполнения кошелька». В условиях автономии это возможно. Что-то уже делается. В частности, колледж запустил собственную учебную площадку в Технопарке высоких технологий Свердловской области, она приносит дивиденды. Могут быть и другие способы заработать. Возможно, удастся и до властей достучаться, ведь модернизированное учреждение, оснащенное по последнему слову техники, требует иного уровня финансирования. Одно очевидно: устранять системные недостатки и административные просчеты за счет зарплаты преподавателей - путь неперспективный и тупиковый.
Общение администрации с коллективом, кажется, не прошло даром. Николай Викторович Десятов во всеуслышание заверил присутствовавших, что не пострадают те сотрудники, чей доход ниже среднего по области: «Если в тарификации вы недосчитаетесь часов, которые реально проводятся, они вам будут возвращены». Экономия же пройдет за счет совместителей, которые защищены основным местом работы. Директор уверен: вскоре ситуация выровняется, так как набор в новом учебном году на 90 человек превысил выпуск.

Екатеринбург