Марина ГАДЖИЕВА, заместитель начальника информационно-диагностико-методического отдела Управления образования Махачкалы, Республика Дагестан:
- Пенсионная реформа не просто не учитывает потребности, интересы и возможности граждан нашей страны, она загоняет в кабалу старшее поколение, перекрывая всяческие возможности роста молодых специалистов. Особенно рельефно это проявится в профессии учителя. При очевидно невысокой зарплате педагогического работника и активно развивающемся современном образовании, на мой взгляд, крайне сложно сохранить высокую квалификацию и крепкое здоровье. Боюсь, что повышение пенсионного возраста сократит число работающих по призванию. С одной стороны, мы получим педагога в возрасте, который вынужден отвечать вызовам времени, скорее познавать и изучать, чем делиться опытом. С другой - молодого учителя, который из-за дефицита часов подрабатывает, тратя время и силы далеко не на творческое или профессиональное развитие. В любом случае пострадает качество образования.

Наталия КИРЕЧЕНКОВА, председатель Комиссии по образованию и науке Общественной палаты Воронежской области, старший преподаватель Воронежского института развития образования:
- Действительно, некоторая опасность для молодых, начинающих педагогов есть. Первое - это реальное ограничение возможности карьерного роста. Тем, кто проработал в школе 30‑40 лет, однозначно сложно сдавать свои позиции, особенно на руководящих должностях. Но для меня намного хуже второй момент, связанный с системой образования в целом. На сегодняшний день кризис в образовании выражен очень ярко, большинство детей не хотят ходить в школу. А желание учиться связано с возможностью учиться. Я всегда даю такой посыл: мы никого ничему научить не можем, человек учится сам. А для этого ему должно быть безопасно и комфортно учиться. В понятие «комфорт» входит в том числе желание общаться со своими педагогами. Мои слова не относятся ко всем возрастным педагогам, тем не менее понятно, что чем старше мы становимся, тем больше отдаляемся от молодого поколения, нам сложнее его понять. Особенно ярко это проявляется в моменты, когда происходит смена общественного строя, меняются понятия и ориентиры. Сейчас в школах сохраняется большая плеяда учителей, которые работали еще в Советском Союзе, и как бы мы ни ностальгировали по его достижениям и ценностям, общество сегодня другое. Соответственно и образование должно меняться. Поэтому мне казалось, что во время подготовки студентов в вузах мы сегодня имеем возможность сдвинуть эту парадигму в образовании, и выпускники придут в школы с новыми взглядами. А теперь получается, что мы тормозим этот процесс, отодвигаем молодых учителей от сегодняшних школьников. При этом все мы понимаем, что, если молодой учитель не придет работать в школу в первый год после окончания вуза, он вообще туда не придет! Потому что найдет себе другую работу, а прийти в школу из бизнеса или еще откуда-то очень сложно. Если он сначала пришел поработать в школу и после этого ушел в бизнес, потом он сможет вернуться, потому что получил ощущение обратной связи от детей, благодарности за свой труд. Но если молодой учитель не испытает этих чувств, он в школу потом не придет никогда. Поэтому для меня главное опасение заключается не столько в том, что у молодого учителя не будет возможности карьерного роста, а в том, что у него не будет даже возможности просто прийти в школу. А тем более как-то изменить ситуацию.

Елена К., администратор школы, Новгородская область:
- Могу сказать о ситуации на селе. Молодежь в школу привлечет только одно - достойная зарплата. Сейчас молодые учителя в наши сельские школы идут неохотно. И нужно решить вторую проблему: в последние годы катастрофически сокращается число выпускников вузов, получающих педагогические специальности. Например, вузы Новгородской области перестали выпускать учителей физики и математики. Учителя пенсионного и предпенсионного возраста не занимают чужие места, наоборот, директора школ каждый год просят их продлить трудовую деятельность, потому что больше работать некому. В сельских школах ситуация с учителями физики, математики, химии, иностранного языка, информатики именно такова.

Наталия КУКУШКИНА, председатель Профсоюза работников образования города Череповца, Вологодская область:
- Я являюсь противником этой реформы. Она не просто приведет к существенному ущемлению трудовых и социальных прав педагогических работников, но и будет иметь весьма негативные последствия для всей сферы образования в целом, в том числе и в вопросе кадрового обеспечения учреждений. Кадровый голод учреждения образования испытывают и сейчас, особенно в провинции. Например, у нас в Череповце перед началом этого учебного года не хватало преподавателей математики, русского языка и литературы, про иностранные языки и говорить не стоит - это уже вечная проблема. Есть проблема и с нехваткой воспитателей в детских садах. Молодежь в образование не идет. И не только из-за низкой заработной платы, но и из-за понимания, что педагог - это не просто профессия, это образ жизни и довольно тяжелый труд, в том числе в эмоциональном плане. А теперь приток молодых педагогов еще сократится. А это значит, что старение педагогических кадров усилится. Поэтому говорить о том, что реформа приведет к снижению возможностей карьерного роста для молодежи, не приходится. Некому просто будет делать карьеру... Кроме того, следует понимать, что можно ожидать и оттока из образования педагогов, которые выработают 25 лет стажа и теперь будут вынуждены работать на пять лет дольше. Полагаю, что предпочтут сменить место работы. Найти что-то поспокойнее, чтобы сохранить остатки здоровья. Кроме того, отсутствие притока молодых кадров будет тормозить и развитие образования. Не секрет, что многие возрастные педагоги с трудом воспринимают изменения требований времени. Им нужно прилагать больше усилий для освоения инновационных и цифровых технологий. С кем правительство собирается развивать цифровую школу?

Елизавета ЕМЕЛЬЯНОВА, учитель физики школы №4 Переславля-Залесского, Ярославская область:
- Вопросы, связанные с пенсионной реформой, можно обсуждать бесконечно. Но все ли так уж плохо на самом деле? Это мы сможем узнать только спустя некоторое время, став этими самыми людьми предпенсионного возраста. На данный момент молодое поколение педагогов этот вопрос интересует не так сильно, потому что, во-первых, мы верим в сохранение возможности выхода на пенсию по педагогическому стажу, а во-вторых, количество людей, стремящихся занять трудовые места в педагогической деятельности, хоть и растет с каждым годом, но не столь значительно, как число педагогов, уходящих за черту 65‑летия. Поэтому рабочие места в школе для желающих найдутся всегда. А вопрос карьерного роста сугубо индивидуальный и зависит, на мой взгляд, от конкретного педагога, заинтересованности в этом росте администрации школы и запуска многообещающей НСУР, в которой педагог сможет расти не только вертикально (тем самым смещая с заслуженных мест квалифицированные кадры), но и горизонтально, получая при этом все радости саморазвития (духовные и материальные).

Константин ДИЯНОВ, учитель истории и обществознания гимназии №19, Омск:
- Считаю, что при сохранении нынешнего положения дел изменения, предполагаемые пенсионной реформой, принципиально не повлияют на кадровый состав образовательных учреждений. Да, с одной стороны, идет речь о повышении возраста выхода на досрочную пенсию. И это, конечно, не очень хорошая новость для тех учителей, кто близок к достижению льготного трудового стажа. Однако вряд ли это может стать причиной их ухода из профессии, все-таки льготная пенсия является сейчас скорее приятным финансовым бонусом, нежели реальной альтернативой учительскому заработку.
Уверен, что данная ситуация не повлияет и на карьерные перспективы молодежи - востребованность педагогических кадров будет только расти, и найти себя в профессии молодым учителям будет не сложнее, чем сейчас. Тем более что сегодня довольно распространенным способом решения кадровых проблем является как раз удержание в школе педагогов пенсионного возраста, которые нередко и рады были бы уйти на заслуженный отдых, но вынуждены задерживаться по одной простой причине: оставить или передать свою нагрузку просто некому. Какие-либо серьезные изменения здесь возможны только в случае радикального изменения к лучшему ситуации с закреплением в школе молодых учителей, то есть успешного решения кадровых проблем дня сегодняшнего.