От няни до заведующей
Трудовая деятельность Ирины Анатольевны началась 24 года назад, когда она привела свою дочь в детский сад, да так и осталась в качестве няни. Посчитала, что быть рядом со своим ребенком - самое важное. Детский сад №139, что в Кировском округе Омска, в то время только открывался, поэтому специалисты нужны были позарез. Был у Ирины один важный аргумент для того, чтобы ее сразу приняли на работу. Окончив художественное училище, она получила специальность художника-оформителя. Заведующая Светлана Рудольфовна Иванчикова поняла сразу - такие специалисты на дороге не валяются. Молодую няню с первого дня взяли в оборот. Оформила одну группу - перевели в другую. Оформила вторую - перевели в третью. И так группа за группой. Ирина не жаловалась. Ей нравилось заниматься творчеством. Бывало, приходила в детский сад и в субботу, и в воскресенье. При этом успешно справлялась со своими основными обязанностями. Так пролетели полтора года.
Поняв, что для продолжения работы не хватает образования, Ирина поступила в Новосибирский педагогический университет и перевелась на должность воспитателя. Именно в это время осознала, что выбрала тот путь, о котором подсознательно всегда мечтала. Работа с детьми ей очень нравилась. После окончания педуниверситета трудилась педагогом дополнительного образования. В штатном расписании в то время такой единицы не было, поэтому, чтобы остаться в учреждении, Ирина Анатольевна активно занялась проектной деятельностью. Пять лет подряд выигрывала гранты. Реализовала себя как художник. Выпустила два пособия, по которым сегодня работают в Омске и области. Первое - «Художественно-творческое развитие дошкольников» - состоит из 200 занятий, ориентированных на детей от 3 до 7 лет. Вторая книга сделана совместно с Институтом развития образования Омской области и называется «Нравственное воспитание через приобщение к культуре родного края». Поняла, что надо учиться дальше… Поступила в Омский педагогический университет на специальность «менеджмент в образовании». По окончании стала старшим воспитателем в том же 139‑м детском саду. После педуниверситета была еще Высшая школа бизнеса. Сегодня Ирина Анатольевна Коломацкая - заведующая детским садом №65, который является консультационным центром по теме «Приобщение к искусству и традициям родного края».


Методист, управленец, социальный партнер
Когда Ирине Анатольевне предложили возглавить детский сад №65, задумалась. Шутка ли? Два современных здания, 917 воспитанников, 155 сотрудников. При этом она понимала, что судьба дает ей шанс - создать такое учреждение, о котором мечтала. Собственное образовательное пространство в рамках одного детского сада, в котором можно реализовать свои представления о воспитании и обучении.
- Сегодня рядом со мной те люди, которые приняли мою модель управления, - рассказывает Ирина Анатольевна, - хотят со мной работать, слышат меня и помогают мне. Когда задают вопрос: «Какова формула вашего профессионального успеха?», я отвечаю, что она состоит из трех очень важных составляющих. Первое - я занимаюсь любимым делом, второе - я делаю это для любимых людей (для детей, для родителей, для своих сотрудников) и третье - я получаю за это моральное и материальное вознаграждение. В нашем детском саду введены дополнительные платные услуги. Мы провели анкетирование родителей, какие именно кружки хотели бы посещать их дети, проанализировали результаты. И по родительским запросам организовали занятия по восьми направлениям. Наибольшей популярностью сегодня пользуются робототехника и ментальная арифметика. Педагога по ментальной арифметике обучили в Санкт-Петербурге, чтобы он соответствовал всем современным требованиям. Четыре года занимаемся этой работой. И она дает плодотворные результаты. В первый год заработали 600 тысяч рублей, а в прошлом году уже четыре миллиона. Часть денег идет на дополнительную заработную плату сотрудникам, участвующим в платных услугах, а часть - на развитие сада. И еще - введение дополнительных кружков помогло нам повысить посещаемость. Как правило, в пятницу и понедельник не все родители приводят ребятишек в сад, и мы в эти дни ставим самые интересные кружки. По пятницам проводим клубный час. В этот день дети могут самостоятельно передвигаться по детскому саду. Работаем по технологии Гришаевой и являемся федеральной экспериментальной площадкой и базовым консультационным центром по введению этой инновационной программы.
О своей работе Ирина Анатольевна может рассказывать бесконечно. Но мы-то знаем, что эффективное управление дошкольным образовательным учреждением предполагает создание здоровой творческой обстановки в коллективе. Принцип руководства Ирины Коломацкой заключается в умении анализировать деятельность детского сада, выявлять наиболее значимые проблемы и находить пути их решения. Она дает возможность каждому члену коллектива быть значимым, получая радость от совместной деятельности. В работе с кадрами применяет систему материального и морального стимулирования работников. Вместе с первичной профсоюзной организацией администрация учреждения мобилизует коллектив на активное участие в различных конкурсах и фестивалях. Среди работников учреждения есть победители, призеры и лауреаты.
Кстати, профсоюзная организация здесь функционирует практически с первого дня основания дошкольного учреждения. Сама Ирина Анатольевна на протяжении многих лет является членом профсоюза.
- Как пришла работать в детский сад, сразу вступила в профсоюз, с тех пор ни разу из него не выходила, - улыбаясь, говорит она.
На деле проверено, что профсоюзное членство руководителя помогает избежать разногласий между работодателем и председателем профкома. Над разработкой и утверждением коллективного договора в детском саду №65 работают сообща администрация и профсоюзный комитет. Следят за изменениями в законодательстве, чтобы своевременно вносить их в локальный акт. Распределением выплат стимулирующего характера занимается комиссия, в которую входит член профкома. В дошкольном учреждении постоянно проводится работа по разъяснению роли и значимости профсоюза в жизни каждого работника. Ну а если возникают сложные вопросы, на помощь приходят специалисты Кировской районной организации профсоюза. Ее председатель Роза Бегалимова - надежный консультант и помощник в решении любой проблемы.


Просто счастливый человек
О конкурсе «Женщина-лидер. ХХI век.» Ирина Коломацкая узнала в октябре прошлого года. Два заочных этапа прошла без сучка и задоринки и вышла в финал. Четыре дня более 80 участниц из 37 регионов России представляли свои практики в Нижнем Новгороде. Конкурсная работа Ирины Анатольевны, эссе на тему «Роль женщины в образовании» вызвала живой интерес как у жюри, так и у участниц мероприятия. Она рассуждала о том, что роль женщины-руководителя, без сомнения, с каждым годом будет расти, так как руководитель-женщина нацелена на то, чтобы сначала понять проблему, а уж затем ее решить. Она представила омских женщин, которые сегодня находятся на ключевых постах.
- Мне приятно было написать, что впервые у нас в городе женщина-мэр, Оксана Фадина, - делится Ирина Коломацкая. - Министр образования Омской области тоже замечательная женщина - Татьяна Дернова, директор Департамента образования - также женщина, Инна Елецкая. Я постаралась показать роль женщины в современном мире, ее деятельность как управленца. Конкурс помог мне познакомиться с другими замечательными женщинами-лидерами, женщинами-директорами, женщинами-менеджерами.
Неменьший интерес у жюри вызвал и аналитический материал Ирины Анатольевны на тему «Что бы я сделал для развития страны в первую очередь, если бы стал президентом?».
- Я долго думала над этим вопросом. Для меня это было самое сложное. Понимаю, что невозможно объять необъятное. Надо выбрать самое главное. Многие участницы не прошли в финал потому, что сетовали: очень много проблем в стране. Не хватает финансов, профессиональных специалистов. Я выбрала тему «Помощь детям с ограниченными возможностями здоровья». В нашем учреждении есть логопедическая группа для детей с тяжелым нарушением речи, где происходит коррекция этого недуга. В зависимости от выраженности и сложности структуры нарушения процесс обучения воспитанников ведется по индивидуальным программам. Помощь воспитателям оказывают учителя-психологи, учителя-логопеды. В мою задачу входило раскрыть и обосновать те условия, которые мы можем этим детям предложить. Конкурс помог мне еще раз убедиться в том, что я занимаюсь тем делом, которое приносит мне удовлетворение. Он придал мне больше уверенности и сил.
Ирина Анатольевна глубоко убеждена, что у руководителя должна быть команда, которая не просто ему помогает, но доверяет и всегда готова поддержать. И не важно, прыгаешь ли ты с парашютом или участвуешь во всероссийском конкурсе. Это ведь почти одно и то же… От индивидуальных прыжков с парашютом Ирина Коломацкая переходит к коллективным полетам на воздушном шаре. Совсем недавно 16 сотрудников детского сада во главе с его руководителем могли полюбоваться городом с высоты птичьего полета.
И все-таки кто он - современный руководитель, управленец? Наверное, это успешный человек, который приводит к успеху других людей, вдохновляет их. А кто же тогда Ирина Анатольевна Коломацкая? Думаю, что просто счастливый человек, потому что у нее многое получается, и она твердо уверена, что в выборе своей профессии не ошиблась.

Вера БРАГИНА,
ведущий специалист по информационной работе Омской областной организации Общероссийского Профсоюза образования