- На 80% человек состоит из того, что в него вложили в детстве. От школы - 15%, от вуза - 4%.
Мы с вами умели создавать будущее. Что значит подготовить будущие поколения к жизни? Значит что-то им передать. Что мы с вами передаем нашим детям? Опыт, ценности, культуру, правила жизни, модели поведения и так далее. Эта передача возможна, если наши дети будут жить так же, как мы. Мы умеем передавать знания в медленном мире, где знания удваиваются за тысячу или сто лет. Мы умеем создавать будущее человека в медленном мире. Вопрос: как создавать будущее сегодня, когда мир меняется значительно быстрее?
Вы сейчас слушаете меня, и одновременно с вами в WhatsApp общаются, в социальных сетях обсуждают ваши фотографии и так далее. И еще вопрос, что важнее.
Мы с вами то поколение, которое один или два раза за жизнь сменило картину мира. По прогнозам социологов, наши дети будут менять эту картину 30-40 раз за жизнь, а то и каждый год, месяц, две недели. Как создавать будущее, если на жизнь точно не хватит?
Мы с вами мучаемся: давать детям гаджеты или нет? Сегодня человек контактирует с электронными гаджетами 600 раз в день. Через семь лет, по прогнозам ученых, человек будет обращаться к гаджетам около 5000 раз в день, или каждые 17 секунд. 20 процентов информации, полученной из этих электронных устройств, будут критически важны для деятельности.
По сути, уже сегодня мир становится более быстрым, более технологичным, вариативным, разнообразным. Происходит ключевая смена парадигмы: раньше мы учили ребенка двигаться вперед. Сегодня главная компетенция, которую мы должны дать ребенку, - ориентировка в пространстве, быстрая обработка информации.
Сегодня дети отказываются делать то, за что награда будет потом, они хотят жить насыщенно, интересно здесь и сейчас. Стоит ли в этом переубеждать? Нет. Дети хотят заниматься трудом, который имеет смысл здесь и сейчас.
Сейчас мы живем в эпоху образования без отрыва от производства - постоянные семинары, тренинги, конференции, форумы. Мы переходим к жизни, где нужно будет учиться каждый день. К этому мы должны готовить наших детей. Со вкусом, с любовью к нашей деятельности.
Что мы можем сделать уже сейчас, чтобы человек в современных компаниях и компаниях, которые появятся завтра, был хорош, эффективен, счастлив и успешен?
1. Учить ребенка жить в разных пространствах, по разным правилам.
2. Обучать выбору. Человек живет в ситуации, где очень много вариантов. Нужно уметь выбирать и осознавать этот выбор.
3. Давать иностранные языки. Сегодня ребенок сразу рождается в мире, в глобальной среде. Изучение иностранных языков смещается со школы в раннее детство.
4. Приучить любить ошибки. Мы с вами входим в мир, где ошибка - главный способ жизни. Кто делает больше ошибок, тот быстрее накапливает экспертность в каждой новой технологии. Пробуй, ошибайся - этот путь ведет к успеху. Единственный инструмент, который готовит детей к жажде ошибок, - компьютерная игра. Ты залез не туда, тебя убили, ты получил опыт. И тебе предлагают пройти игру еще раз. Поэтому дети тянутся к компьютерным играм. Игры дают опыт двигаться повсюду, получать знания, не бояться ошибок, сколько бы ты их ни сделал.
5. Практика работы с абсурдом. Технологии меняются так быстро, что каждая следующая может казаться нам ерундой по сравнению с той, к которой мы привыкли. Все новое будет абсурдным. Ключевая компетенция - видеть в абсурде рациональное.
6. Обучение работе со страхами. Мир опасен, важно научить ребенка работать со страхами и возвыситься над ними.
7. Обучение действию из интереса. Важно в задаче, в любой поставленной цели, любом, даже рутинном действии находить интерес для себя и только после этого действовать.
Это семь китов, которые позволят создать человека будущего. Нам по силам это сделать? Думаю, да.