О наболевшем - вслух
Несомненных плюсов у мероприятия несколько, в том числе сама возможность для педагогов-«дошкольников» выехать из своих малых и больших городов, поселков, отдаленных деревень в столицу, пообщаться друг с другом.
Организаторы форума, а это множество ведомств, такие как Российское общество «Знание», Общественная палата РФ, Международная педагогическая академия дошкольного образования (их поддержали Министерство просвещения РФ, РАО) - собрали очень интересных лекторов самого разного толка.
Тут были и ученые, и психологи, и эксперты в области образования и воспитания, и даже бизнес-тренеры и коучи по личностной мотивации. Они высказывали порой необычные для воспитателей идеи, которые, однако, наверняка пригодятся современному педагогу, который работает на начальной, самой важной, ступени образования (фрагменты двух выступлений представлены на этом развороте) и первый сталкивается с новым цифровым поколением.
Представители Госдумы РФ и Общественной палаты РФ, Ассоциации развития качества дошкольного образования (АРКАДО), другие спикеры сумели в своих выступлениях сжато представить самые актуальные проблемы системы дошкольного образования, даже предложить некоторые пути их решения.
Проблемы можно разделить на две группы, как справедливо заметила президент АРКАДО Эльфия Дорофеева: за одни отвечает государство, за другие - сам воспитатель.
Первая ответственность государства - доступность дошкольного образования и зарплата педагогов. Заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке Любовь Духанина напомнила, что Президент России поставил задачу обеспечить местами в дошкольных образовательных организациях детей в возрасте от 0 до 3 лет. Правительством разработан и внесен в Госдуму законопроект о социальном заказе. Родители будут получать сертификат на получение государственных услуг в дошкольном образовании и приносить его в тот детский сад, куда хотят определить ребенка. Мест для малышей пока не хватает, но «голь на выдумку хитра», и Любовь Николаевна отметила те регионы, где находят выход из ситуации. Она привела такие примеры: «Кострома - няни оказывают социальную услугу, приезжая домой к мамам, у которых есть дети-инвалиды. Самара - введено правило: при строительстве новых домов обязательно оставлять первые этажи для дошкольных групп. Ульяновский университет открыл  детский сад на территории университета, чтобы студентки могли продолжать учебу, и одновременно на этой территории апробируется ряд образовательных программ. Омская область - мобильные волонтеры выезжают в отдаленные села, где нет возможности организовать детские сады. Красноярский край создает центр, который оказывает методическую помощь тем, кто хочет создать семейный детсад».
Однако и с местами для детей постарше, от 3 до 7 лет, все не так хорошо, как это выглядит в отчетах. В стремлении обеспечить всех дошкольным образованием мы пришли к тому, что порой группы в детских садах чудовищно переполнены. Выступающие называли невероятные цифры - 40, 50, даже 55 детей в одной группе! Учитывая еще одно стремление - к экономии, на эту массу детей приходится всего один воспитатель.
«Показатели говорят о том, что сегодня немногие образовательные организации могут похвастаться наличием второго воспитателя в группе», - сказала первый заместитель председателя комиссии по развитию образования и науки Общественной палаты РФ, проректор МПГУ Людмила Дудова. - Вопрос второго воспитателя, помощника воспитателя требует незамедлительного государственного решения. Надо пересматривать вопрос, связанный с комплектованием кадрового состава педагогических работников именно на ступени дошкольного образования».
Кроме воспитателя и его помощника, детским садам нужны логопеды, специалисты по коррекционной педагогике, психологи. С психологами ситуация очень сложная. Вице-президент РАО Юрий Зинченко в своем выступлении поразил статфактом: 1 психолог приходится на 300 детей. Поэтому, считает Юрий Петрович, нужно не только готовить больше психологов для дошкольной системы образования, но и поднимать психологическую компетентность педагога и воспитателя. Юрий Зинченко рассказал, что с сентября начинает работу Федеральный ресурсный центр психологической службы в системе образования. Он будет базироваться на площадке Российской академии образования. В каждом федеральном округе, в каждом субъекте вводится звание «главный психолог в системе образования».

Мы обречены?
Конечно, вышеперечисленные проблемы далеко не единственные из разряда «государственных».
Любовь Духанина отметила большой разброс в заработной плате работников дошкольных образовательных организаций (от 6400 до 60 тысяч рублей), тот факт, что три четверти педагогов сегодня работают более чем на одну ставку. Анализ материально-технического оснащения детских садов показал, что оборудования достаточно только в половине из них. При этом родители жалуются, что многое приходится покупать по просьбе воспитателей. «Покупают не только родители, но и воспитатели за собственные деньги! - воскликнула Любовь Николаевна. - Только 8% воспитателей говорят, что нет необходимости что-то покупать, 49% покупают постоянно, 43% покупают иногда. Колоссальные цифры при низком уровне зарплаты». Она закончила свою речь обещанием: «Мы будем продолжать бороться за высокую зарплату на одну ставку».
О проблемах внутренних, о том, как работают сами детские сады и воспитатели и каково качество этой работы, говорила ведущий научный сотрудник Московского городского педагогического университета Ольга Шиян. Она с сожалением констатировала, что качество дошкольного образования в целом по стране не очень высокое. Основные проблемы таковы:
- преобладают фронтальные формы работы;
- недостаточно используется речь для развития мышления, мало диалогов, в которых детям задается вопрос «почему?», мало диалогов, в которых детям предлагается давать объяснения;
- среда: часто много всего, но оборудование свободно не используется, выдается детям лишь для занятия;
- мало времени на свободную игру и мало возможностей для движения.
Есть лучшие детские сады, где, по выражению Ольги Шиян, «будущее уже наступило». Например, в Зеленогорске Красноярского края, где дети могут выбирать себе дело по душе, а открытое пространство дошкольной организации насыщено большим количеством вариативных вещей для занятий, каждый день выделяется время для самоопределения, а затем для рефлексирования в кругу. Но такие детские сады не отражают того, что происходит повсюду, не представляют всю систему.
Факторы, которые, по мнению Ольги Шиян, влияют на качество образования: предметная среда, количество детей в группе, количество взрослых, которые находятся с этими детьми, насколько хорошо педагог владеет технологиями работы с малыми группами, с парами. И что в результате? Среды недостаточно, детей много, педагог один на один с огромной группой, если он при этом еще и не владеет вышеназванными технологиями, четыре фактора сходятся, и «мы обречены на низкий уровень образования».
При этом речь не идет только о качестве работы воспитателя. «Педагоги не смогут создать детям ситуацию, которой нет у них, - подчеркивает Ольга Шиян. - Прежде всего право принимать решение, планировать, оценивать должно быть у педагога. Тогда есть шанс, что оно появится у детей».
Выйти из критической ситуации помогут три шага, считает спикер: перейти от управления функционированием к управлению развитием, осваивать технологии и готовить педагогов на базе лучших практик. «Нужны управленческие решения, - говорит Ольга Шиян. - Раз они запаздывают, приходится что-то делать самому педагогу. Один из выходов - искать единомышленников, создавать сообщества».

Давайте сотрудничать
Ключевое выступление форума было также посвящено качеству образования. Президент Ассоциации развития качества дошкольного образования Эльфия Дорофеева представила основные проблемы дошкольного образования - зарплата, наполняемость групп, экстремизм СанПиНов, по старинке организованная система повышения квалификации и так далее. Многие из этих проблем нашли отражение в Манифесте воспитателей России, который, к сожалению, на форуме не обсуждали, просто зачитали со сцены и попросили согласных сказать «Да!». Кто сказал, кто нет - никто не считал. Манифест, несомненно, справедливый. Вот эти десять пунктов:
«1. Качественное дошкольное образование - основа благополучия государства.
2. Личность ребенка - главная ценность.
3. Поддержка детской инициативы - основа развития личности.
4. Дошкольное образование - универсальная форма развития детей, а не услуга.
5. Воспитатель - сердце и душа образования, а не машина, заполняющая бумажки.
6. Союз педагогов и родителей - залог счастливого детства.
7. Создание развивающей среды, дружественной детям, - важнейший фактор дошкольного образования. Среда - третий педагог.
8. Содержание образования - ключ к успеху.
9. Возможность постоянного профессионального и личностного роста педагогов - обязательное условие. Без этого качественное дошкольное образование невозможно.
10. Больше доверия и свободы действия педагогам! Самые большие преграды на пути к качественному образованию - это чрезмерный надзор со стороны контролирующих органов, постоянное административное давление и переизбыток регламентирующих документов».
Заявить об очевидном - неплохая идея. Но что дальше?
Эльфия Минимулловна для улучшения качества дошкольного образования предлагает определиться с целью этого самого образования. По ее мнению, эта цель нигде не сформулирована, даже во ФГОС дошкольного образования. А вот Ольга Шиян уверена, что ФГОС просто никто пока до конца не прочитал… Да и сначала тоже. Потому что в этом документе есть и про «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования», и про «содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений», и про «поддержку инициативы детей в различных видах деятельности» - все то, о чем говорят лидеры дошкольного образования, о чем говорили спикеры форума.
Тем не менее Эльфия Дорофеева предлагает конкретные разумные шаги: «Разработать российский национальный каталог критериев качества дошкольного образования. И соответствующий российский инструмент оценки качества. Создать современную систему повышения квалификации педагогов. Мы должны уходить от лекций. Педагог учится на практике на тренингах, мастер-классах. Необходимо создать условия для профессионального и личностного роста педагогов».
И вдруг после таких здравых мыслей мы услышали, что для реализации этих целей совершенно не подходит… конкурсное движение! Потому что побеждает один человек, его и видно, а остальных, оказывается, нет. А как же мастер-классы и другие испытания, которые на «Воспитателе года» транслируются на всю страну через Интернет? Как же десятка лауреатов конкурса (с этого года их будет пятнадцать), которых после участия приглашают по всей стране, чтобы перенять опыт? Да и не только их, все участники всероссийского финала очень востребованы в своих регионах, помогают коллегам, пишут статьи, выезжают с мастер-классами.
«Этот конкурс зачастую все соки выжимает из конкурсантов. Конкурсанту для личностного роста он ничего не дает», - сказала Эльфия Минимулловна. Очень хочется пригласить уважаемого спикера на конкурс «Воспитатель года», причем лучше приехать в качестве участника, чтобы почувствовать, понять, увидеть, как подготовка к конкурсу и выступление на нем дают работнику дошкольного образования сразу сто очков личностного роста! Только одно мнение - участницы 2017 года, воспитателя детского сада №6 города Воткинска Удмуртской Республики Татьяны Мироновой: «Мы на конкурс везли самое лучшее, что есть. Каждый в своем регионе обкатывал мастер-классы. Мы выявляли свои пробелы, учились, прежде чем приехать сюда, интенсивно работали над собой. Я уже не говорю о том уроке, который каждый из нас получил здесь, в том числе уроке стрессоустойчивости».
И, кстати, сотни, тысячи педагогов справедливо считают свое участие в профессиональных конкурсах самым полезным ресурсом для повышения квалификации. В презентации Любови Духаниной запомнился слайд с таким текстом: «Сегодня важно привлекать педагогов в коллективные деловые игры, мастер-классы, педагогические тренинги, конкурсы профессионального мастерства, изучать и распространять передовой педагогический опыт».
Свою статью я хочу завершить признанием, что я идеалистка. Я верю, что в стремлении к повышению качества дошкольного образования мы будем не разъединяться, а объединяться. Объединив усилия общественных организаций, науки, властных структур, педагогов, воспитателей, организаторов профессиональных конкурсов, клубов участников этих конкурсов, педагогических вузов, коммерческих организаций, работающих на систему образования, родителей воспитанников, мы сможем сделать многое. Но для этого на таких форумах, как «Ориентиры детства», надо собирать не 6 тысяч «дошкольников» (а по факту полупустого зала 3 тысячи), а всех - дистанционно подключив регионы, города и веси, не ограничивать программу лекциями (пусть даже очень интересными), а давать возможность обменяться мнениями и опытом. Все в наших силах.