- Татьяна Анатольевна, для вас прием на орловской земле такого масштабного конкурса - радостное событие или дополнительные хлопоты?
- Хочется достойно представить регион, поэтому, конечно, и хлопоты, но в первую очередь однозначно радостное событие, потому что заметили наших воспитателей, нашу систему образования. Это очень приятно. Победа Дарьи Курасовой стала для всех нас примером успешной реализации творческих возможностей и талантов молодых педагогов. Вообще любой конкурс, который проводится в регионе, - это экзамен. А к экзамену нужно готовиться. Финал «Воспитателя года России» в Орловской области - это проверка системы образования региона, приобретение нового смысла в ее развитии. Очень хочу, чтобы у участников конкурса остались только положительные эмоции.
- Как вы считаете, что дает педагогам участие в конкурсном движении?
- Педагогам важно участвовать в конкурсном движении, это настоящая школа педагогического мастерства. В условиях любого конкурса учитель или воспитатель совершенствует свои профессиональные компетенции. Ему в этом помогает большое количество коллег. Таким образом, в любом конкурсе принимает участие не только сам педагог, но все его образовательное учреждение. Мне приятно, что в нашем регионе есть конкурсы «Сельская школа», «Городская школа», «Сельский детский сад», «Городской детский сад». Дошкольные организации у нас очень активны! Инновационной работой заняты больше 70% детских садов, региональными площадками являются 30% дошкольных образовательных организаций.
- Если посмотреть на систему дошкольного образования Орловской области в целом, какие плюсы вы в ней видите? И чего ей не хватает, над чем еще нужно работать?
- Для нас сейчас важны доступность, качество и безопасность. Мы хотим предоставить всем детям равные условия при поступлении в школу. При этом мы не стремимся, чтобы уже в детском саду ребенок умел считать, писать, читать, гораздо важнее позаботиться об общем развитии и социализации. Поэтому наша главная задача - создать такие условия, чтобы у ребенка раскрылись все его таланты и способности.
Конечно, у нас есть проблемы. Не хватает мест в дошкольных образовательных организациях для детей в возрасте от полутора до трех лет. У нас есть такие районы, в которых затруднено строительство. Реконструкцию тоже невозможно провести, нормы СанПиНов не позволят лишить существующий детский сад участка, игровых площадок и прочего, чтобы создать обновленное учреждение, удовлетворяющее всем требованиям. Как только предлагаем место где-то на окраине, тут же у родителей возникают возражения - далеко возить. Сейчас мы работаем над развитием сектора вариативных форм предоставления дошкольного образования и, конечно, приветствуем любую творческую инициативу, инновационные идеи. У нас постоянно происходит обсуждение этих проблем в рамках Совета дошкольных образовательных организаций. В этот совет входят представители всех районов. Их участие очень важно. Одно дело, когда из уст начальника отдела или управления образования какая-то идея исходит, и другое дело, когда с заседания совета приезжает заведующая детским садом и рассказывает своим коллегам, о чем говорили на совете. Совершенно по-другому воспринимаются инициативы и эффективнее воплощаются.
- Татьяна Анатольевна, что сегодня может сделать региональная власть для педагога?
- Во-первых, четкое выполнение майских указов Президента России.
Во-вторых, забота об уровне заработной платы. 20629 рублей - средняя зарплата педагога в Орловской области. Заработная плата педагогов всегда на контроле у губернатора. У нас не бывает сбоев, это личная ответственность губернатора и моя как руководителя Департамента образования.
Мы отслеживаем каждое муниципальное образование, выявляем болевые точки, решаем с главами районов, чем можно помочь школам и детским садам. Большое внимание уделяет системе образования наш губернатор Андрей Евгеньевич Клычков, он посетил больше 30% образовательных учреждений. В этом году мы 200 миллионов потратили на систему образования. В 75 образовательных учреждениях были проведены серьезные ремонты.
Как говорится, «не хлебом единым жив человек». Я не знаю больше ни одной другой профессии, где было бы столько энтузиазма, самопожертвования, самоотдачи. Педагоги отдают себя учительской профессии, профессии воспитателя сполна. И мы стараемся поддерживать их постоянно, причем не только финансово. Ведь и грамота, и благодарственное письмо, и великолепный концерт, просто слова благодарности от детей, букет цветов важны для педагогов, способствуют повышению престижа профессии.
- Как складываются отношения областного Департамента образования и областной организации Общероссийского Профсоюза образования?
- За последние три года у нас значительно увеличилось количество членов Общероссийского Профсоюза образования. Люди видят, что профсоюз находится рядом с учителем, воспитателем, любым работником системы образования. Мы вместе с профсоюзом работаем над решением многих проблем. Нужны нам курсы по охране труда - профсоюз делает все, чтобы максимально охватить людей, обучить, причем бесплатно. Нужна какая-то другая помощь, в том числе и финансовая, - всегда есть поддержка и понимание. Мы с председателем обкома профсоюза Надеждой Михайловной Перелыгиной и с представителями муниципальных образований всегда вместе обсуждаем проблемы. Я не помню за 4 года моей работы на должности руководителя департамента, чтобы у нас было какое-то недопонимание.
- Ваш орловский клуб «Учительское единство» - редкий пример, когда вместе объединяются участники различных педагогических конкурсов, в том числе «Воспитатель года». Вы поддерживаете это клубное движение?
- Конечно! Они у нас не просто собираются - они работают. Причем на общественных началах. Собрать лучших педагогов и дать им стимул для дальнейшего развития - это очень важно. В этом нам помогает Институт развития образования Орловской области. Институт развития аккумулирует вокруг себя лучшие педагогические практики и осуществляет методическую поддержку педагогов как города, так и отдаленных муниципалитетов региона. Он является ресурсным центром и координатором реализации в образовательных организациях инновационных площадок различного уровня, в которых также задействованы участники конкурсного движения, входящие в клуб. Встречи с единомышленниками необходимы для профессионального и творческого роста. После них педагог возвращается в свое учреждение и совершенно по-другому смотрит на все происходящее.
- Татьяна Анатольевна, что вы пожелаете участникам конкурса «Воспитатель года России»-2018, которые скоро приедут в Орел на всероссийский финал?
- Я пожелаю нашим гостям познакомиться с традициями нашего региона, узнать, чем богата Орловщина, которая известна как родина великих русских писателей и поэтов, а также замечательных инженеров и конструкторов. Я очень хочу, чтобы все участники съездили в Спасское-Лутовиново, ведь в этом году замечательному русскому писателю Ивану Сергеевичу Тургеневу исполняется 200 лет. Постояли возле дуба в его усадьбе, послушали, как падает листва. Я очень люблю запах осени в Спасском, это непередаваемо… Хочется, чтобы все почувствовали особую атмосферу этого удивительного места. Пока живы традиции русского народа, мы точно непобедимы.
Желаю, чтобы представители различных регионов России познакомились с нами, чтобы и мы, и они обрели как можно больше друзей. И хочу, чтобы наши дети после этого конкурса, который объединил всю воспитательную систему России, обязательно получили больше творческих воспитателей. На мой взгляд, это самое важное.
Хочется, чтобы конкурсное движение продолжалось. Чтобы участвовали в конкурсах и представители системы дополнительного образования, и учителя, и воспитатели, и молодые специалисты.
И пусть найдется улыбка и доброе слово у любого руководителя для своего педагога. Уверена, именно это поможет педагогу почувствовать себя нужным и вдохновит на труд и творчество.

Статфакт

На 1 сентября 2018 года в системе дошкольного образования Орловской области:
- 192 муниципальные дошкольные организации,
- Мценский детский дом для детей дошкольного возраста,
- дошкольные отделения в 124 муниципальных общеобразовательных организациях,
- 1 негосударственная дошкольная образовательная организация,
- 1 индивидуальный предприниматель, реализующий программы дошкольного образования.
Есть группы кратковременного пребывания, консультативные пункты, школы раннего развития.
Организации дошкольного образования посещают 32814 воспитанников.