Таиса Алексеевна Ладыжеская (1925‑2017) - доктор педагогических наук, профессор кафедры риторики и культуры речи Московского педагогического государственного университета. Основатель коммуникативно-риторической научной школы, первой в России кафедры риторики и культуры речи. Автор учебников по русскому языку, концепций и программ по школьной и педагогической риторике, лауреат Государственной премии СССР и Премии Правительства РФ. Награждена медалью К.Д.Ушинского.
Благодаря разработкам Таисы Алексеевны и коллектива ее коллег учебники насыщены заданиями различного уровня сложности, включают в себя упражнения для развития устной и письменной речи, а также задания для осуществления различных видов контроля знаний.
Теоретический материал в учебниках представлен в доступной форме, лаконично, все правила русского языка отрабатываются и закрепляются на практическом материале.
Система заданий помогает постепенно и планомерно готовиться к итоговой аттестации на протяжении всего периода обучения. Это достигается с помощью следующих приемов изучения языка:
✓от простых языковых явлений к более сложным языковым фактам;
✓от легких заданий к более трудным (задания повышенной трудности выделены специальным знаком);
✓от репродуктивных заданий в начале изучаемой темы к продуктивным на стадии завершения;
✓от наблюдений языковых явлений к обобщениям (в частности, в таблицах и схемах);
✓от заданий языковедческого характера к заданиям на применение этих знаний в разных речевых ситуациях.
Учебники, входящие в линию УМК, содержат:
    теоретические сведения по лингвистике;
    материал для самостоятельных наблюдений и анализа языковых явлений, выводов (обобщений);
    материал для ознакомления с особенностями употребления языковых средств в речи;
    учебные диалоги учителя и учеников для актуализации знаний, мотивации изучения темы;
    материал для системного формирования навыков правильного произношения и написания слов, вызывающих затруднения («Пиши правильно», «Произноси правильно»);
    инструкции и образцы для различных видов разбора;
    задания повышенной сложности.
Учебники и учебные пособия помогают формировать у обучающихся универсальные учебные действия и достигать высоких образовательных результатов. С помощью изучения русского языка по данной линии УМК развивается понятие о языке как системе, формируется языковая идентичность. Отличительной чертой учебников является лингвокультурологический и коммуникативный подходы к изучению русского языка.
Современные учебники доработаны с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, включены в Федеральный перечень учебников 2014 года.
Помимо учебников в состав УМК входят дополнительные учебные, методические и дидактические материалы.
Учителю это позволяет экономить время и силы, так как все материалы строго соотносятся с материалами учебников, дополняют и расширяют их. А для ученика преимуществом является разнообразие заданий и видов деятельности, которые осуществляются на уроке и дома.
В составе УМК два вида рабочих материалов, что помогает сделать работу на уроке и дома более разнообразной.
Рабочие тетради по русскому языку (автор: Ефремова Е.А.) содержат структурированные в соответствии с разделами учебника задания для закрепления и проверки знаний.
Рабочие тетради «Скорая помощь по русскому языку» (авторы: Янченко В.Д., Латфуллина Л.Г. и др.) - универсальные пособия с дифференцированными заданиями по всем разделам. Они адресованы прежде всего школьникам, испытывающим затруднения в усвоении учебного материала. В пособиях есть четкие алгоритмы выполнения заданий «Проверьте себя», упражнения на обработку и создание текстов, упражнения на отработку правил на примере современных и актуальных для учеников текстов, задания на систематизацию или выявление в языковом материале изученных явлений.
С помощью методических рекомендаций можно строить разнообразные, интересные и эффективные уроки, в том числе уроки развития речи (отзыв - рецензия, сжатое изложение, диалог - обмен впечатлениями, анализ речи героя, сочинение на свободную тему и др.). А поурочные разработки помогут как опытному, так и начинающему педагогу. В издании представлены разнообразные формы работы с текстом: слушание и запоминание, выразительное чтение, аналитические и проблемные задания и т. д. Методические рекомендации и поурочные разработки для учителя представлены в свободном доступе на сайте издательства.
В УМК входят пособия для осуществления различных видов контроля:
1. Учебное пособие «Тематические тесты» (автор: Каськова И.А.) включает тестовые комплексные задания в формате ГИА и ответы к ним по всем темам; содержит материал для самоподготовки к ГИА и самопроверки школьниками полученных на уроках знаний; рекомендации по организации проведения текущего и итогового контроля, измерения учебных достижений обучающихся. В пособии имеются задания различного уровня сложности по всем разделам изучаемого языкового курса.
Задания имеют ключи для организации самопроверки.
2. Учебное пособие «Диагностические работы» (автор: Соловьева Н.Н.) направлено на систематическую проверку знаний учащихся, на диагностику пробелов и проблем в усвоении материала. Диагностические работы разбиты по темам, как материал в учебнике. С их помощью можно осуществлять проверку усвоения как одной темы, так и целого изученного модуля. Также диагностические работы подходят и для самоконтроля и самоподготовки, что помогает учащемуся построить свою образовательную траекторию.
3. Сборник диктантов и изложений (автор: Соловьева Н.Н.) включает в себя не только тексты, но и задания к текстам, в том числе тестового характера.
4. Сборник проверочных работ (автор: Егорова Н.В.) содержит тематические проверочные работы, каждая из которых представлена в двух вариантах. Все работы структурированы в соответствии с разделами и темами учебника и предназначены для проверки знаний учащихся. Пособие содержит ответы на все вопросы проверочных работ.
Во всех элементах УМК реализуется комплексный подход к изучению языка и особый акцент делается на развитии речи учащихся. В программе урокам развития речи отведена 1/5 часть учебного времени.
Развитие речи реализуется по трем направлениям: овладение нормами литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; развитие творческих способностей. Речеведческие понятия и виды работ над текстом пропорционально распределяются среди грамматического материала, а творческие работы предусматривают сочинения разных типов и жанров. Изложения предусмотрены в системе развития речи трех видов: подробные, выборочные, сжатые.
В 2018 году в состав УМК включены хорошо зарекомендовавшие себя учебные пособия для 8-9‑х классов (Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. и др.). В изданиях усилен системно-деятельностный подход к образовательному процессу, добавлены практико-ориентированные задания и упражнения.
Имя выдающегося советского педагога, лингвиста, специалиста по грамматике и лексике русского языка, профессора Степана Григорьевича Бархударова широко известно не только среди лингвистов всего мира, не только среди преподавателей, которым он посвятил несколько десятилетий своего творческого труда, но и всему российскому обществу, ведь «по Бархударову» уже более 50 лет учатся родному языку школьники России.
В 1938 году появился написанный под руководством Бархударова С.Г. первый стабильный учебник, получивший широкое при­знание во всей России.
Теперь учебные пособия по русскому языку для 8‑9‑х классов (Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. и др.) могут стать отличными помощниками для подготовки к ОГЭ. Например, в пособии для 9‑го класса проводится комплексное повторение материала, изученного в 5‑8‑х классах с акцентом на подготовке к итоговой аттестации. Большое внимание уделяется комплексному анализу текста, развитию умений по его интерпретации и созданию речевых произведений в устной и письменной форме, поскольку именно с подобными заданиями у школьников возникают трудности на экзамене.
В приложении к пособию представлены планы разборов языковых единиц, список изученных орфограмм, а также орфографический и орфоэпический словари.