В работе круглого стола приняли участие директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина, председатель координационного совета Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей русского языка и литературы» Людмила Дудова, проректор МГППУ Андрей Милехин, президент ассоциации «Педагог XXI века» директор школы №109 Евгений Ямбург, заместитель директора Департамента госполитики в сфере общего образования Светлана Ермакова, а также представители федеральных органов власти, эксперты и активисты ОНФ.
Впервые о необходимости создания национальной системы учительского роста (НСУР) заявил Президент России, лидер ОНФ Владимир Путин 23 декабря 2015 года на заседании Госсовета РФ в соответствующем поручении Правительству России. Тогда же было определено, что система должна быть направлена на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации. Согласно новому майскому указу президента планируется, что к 2024 году НСУР охватит не менее 50 процентов учителей российских школ.
В рамках НСУР предлагается выстроить карьерные траектории школьного учителя по горизонтали, прежде всего для создания стимула непрерывного профессионального роста.
По существующему плану новая программа учительского роста должна быть реализована до 2020 года. Для этого потребуется изменить действующие профстандарты, разработать и апробировать новый порядок проведения аттестации, при котором альтернативой учительскому портфолио станет тестовое испытание. Согласно «дорожной карте» Минобрнауки, которая была утверждена 26 июля 2017 года, введение НСУР - это многоэтапный процесс, в плане мероприятий, предусмотренных до 2020 года, указано около 30 пунктов.


Аттестация - лишь формальная процедура и ни на что не влияет?
Заседание круглого стола открыла Любовь Духанина, подчеркнув, что необходимы прозрачные критерии оценивания процедуры аттестации. Любовь Николаевна представила результаты мониторинга ОНФ, согласно которым каждый третий учитель в настоящее время оценивает аттестацию как лишнюю, формальную процедуру. Только 8 процентов учителей считают, что итоги существующей процедуры аттестации влияют на карьерный рост, 15 процентов - на повышение знаний и профессиональное развитие. А 30 процентов вообще убеждены, что аттестация ни на что не влияет. Говоря об оценке профессиональной деятельности учителей в различных странах, Любовь Духанина привела данные международного исследования TALIS, в котором приняли участие учителя из 24 стран. Так вот, 50 процентов опрошенных педагогов не получали внешней оценки своей работы, более 28 процентов не получали ее от коллег в школе, а свыше 13 процентов не имели вообще никакой оценки.
- У учителя должна быть возможность для профессионального роста, прежде всего свободное время, сегодня же реальность такова, что рабочая неделя педагога варьируется от 67 до 70 часов. У педагогов крайне высокая нагрузка, при этом они занимаются методической и внеурочной работой, заполняют различные виды отчетов, проверяют тетради, общаются с родителями, многие вообще загружены непрофильной деятельностью, - подчеркнула Духанина. - На фоне предельной нагрузки в регионах по-прежнему сохраняются низкие зарплаты учителей. Есть примеры, когда педагогам задерживают или не выплачивают зарплату вообще (об этом заявили 7 процентов опрошенных), 23 процента учителей отмечают, что им неправильно начисляют зарплату. В режиме недостаточности финансовых средств у руководства школы не будет возможности внести в штатное расписание новые должности в соответствии с НСУР и предусмотреть по ним повышенную плату. Учитывая все это, нужно понимать, что новая система аттестации ни в коей мере не должна стать дополнительной нагрузкой для учителей.


Профессиональный экзамен: здоровая конкуренция и возможность построить индивидуальный маршрут развития
- Практически в каждом регионе действует своя система аттестации, например, в одном регионе учитывается динамика образовательных результатов обучающихся, в другом упор сделан на количество представленных педагогом материалов и сертификатов. В результате по итогам прохождения такой аттестации в одном субъекте можно набрать 10 баллов, а в другом - 600. Все это создает риски для формирования единого образовательного пространства в Российской Федерации, для единого понимания образцов лучшей профессиональной практики учителей, - отметил в своем выступлении проректор МГППУ Андрей Милёхин.
Андрей Милёхин рассказал об апробации новой модели аттестации, которая проходила с мая по июнь этого года; в ней приняли участие 19 регионов - 615 учителей, педагогические коллективы, проектные группы, созданные на базе аттестационных комиссий, педагогические ассоциации и студенты. Примечательно, что в новой модели учитываются психолого-педагогические и коммуникативные компетенции, образовательные результаты обучающихся, мнения выпускников общеобразовательных организаций. И уже сейчас можно сказать, что больше половины педагогов считают ее применимой в системе образования региона, и более 60 процентов - в российской системе образования.
- Такая аттестация поможет определить недочеты, над которыми нужно работать. Профессиональный экзамен будет не только способствовать здоровой конкуренции между учителями, но и позволит начинающему педагогу выстроить индивидуальный маршрут своего профессионального развития, - подчеркнул Андрей Милёхин.


Мы не знаем, что мы формируем
Представители Общероссийского профсоюза образования и профсоюза «Учитель» выступили с критикой нововведений, касающихся аттестации преподавателей. По их мнению, новая система аттестации отрывает педагогов от работы с детьми, а идея наставничества, заложенная в национальную систему профессионального роста педагогов (НСУР), ухудшает положение учителей старшего возраста.
По словам эксперта Общероссийского профсоюза образования Сергея Шадрина, педагоги негативно оценивают введение системы профессионального роста.
- Мы опросили почти 14 тысяч учителей, для того чтобы в своих рассуждениях ориентироваться на мнение членов профсоюза. Большая часть из них не имеют представления о том, что такое НСУР, что логично, так как мы все еще не имеем никакого внятного описания этой программы. Мы сами не знаем, что мы, собственно, формируем. При этом 50 процентов опрошенных учителей считают, что количество отчетности, наоборот, увеличилось, - заявил Сергей Шадрин.
- Уже сейчас наблюдается чрезвычайно высокая загруженность учителей. Обучение для повышения квалификации подразумевает 520 часов, то есть несколько месяцев очной подготовки. Если к этому подходить серьезно, учителю нужно выпадать из процесса обучения, - отметила оргсекретарь межрегионального профсоюза «Учитель» Ольга Мирясова.
По мнению Ольги Мирясовой, представители профсоюза также критично относятся к идее наставничества, о которой в рамках разговора о НСУР ранее говорила глава Министерства просвещения Ольга Васильева. По словам министра, «наставничество в ситуации, когда учителя конкурируют внутри школы за баллы, становится невыгодно - молодой учитель, которому ты помогаешь, потом получит больше баллов, украдет у тебя часть заработной платы».
Президент ассоциации «Педагог XXI века» Евгений Ямбург с мнением профсоюзов не согласился, подчеркнув, что подобные данные - это «случайная выборка» и «фальсифицированные данные». Евгений Александрович также подробно остановился в своем выступлении на профстандарте учителя, а также на том, что сегодня растет количество особых детей, имеющих проблемы со здоровьем. Большинство из них страдают нервными заболеваниями. Учитель должен уметь работать с такими детьми, в противном случае он может лишиться права на профессиональную деятельность.
- Для того чтобы аттестация не вызывала сопротивления, она должна носить государственно-общественный характер. Оценивать должно профессиональное сообщество, владеющее передовыми педагогическими практиками, - убежден президент ассоциации «Педагог XXI века», директор московской школы №109 Евгений Ямбург.
Координатор Ассоциации развития технологий оценки работников образовательных учреждений, член экспертного совета по общему и дополнительному образованию детей Комитета по образованию и науке Госдумы РФ Станислав Климин в своем выступлении также обозначил риски введения новой модели аттестации педагогов: невозможность обучать педагогов по индивидуальным учебным планам, необходимость наставнику получать оценки от своих же выпускников, повышение непрофильной нагрузки на учителя.


Нет глубоких знаний по предметам
Кроме того, эксперты ОНФ отметили сложности, возникающие у школьных преподавателей в процессе освоения образовательного стандарта, так, по данным мониторинга, проведенного ОНФ совместно с Фондом «Национальные ресурсы образования», в котором приняли участие более 600 учителей из 63 регионов России, только 20 процентов педагогов владеют всеми необходимыми технологиями для реализации ФГОС. Страдают и ученики. 32 процента опрошенных школьников отметили, что им не хватает глубоких знаний по предметам.
Председатель координационного совета Ассоциации учителей литературы и русского языка Людмила Дудова отметила нецелесо­образность исключения предметных компетенций на этапе роста учителя от преподавателя до методиста и наставника. У Людмилы Дудовой особую тревогу вызывает то, что сегодня «мы имеем в школах учителей русского языка и литературы, которые не могут справиться с заданиями по орфографии и пунктуации». Дудова также подчеркнула, что нужен экзамен на входе в профессию, так как, к сожалению, зачастую уровень знаний выпускников педвузов отстает от уровня, которым обладают уже работающие учителя.
Примечательно, что в работе круглого стола приняли участие и регионы, в режиме видеоконференции подключились Ленинградская и Пензенская области.
Так, по словам заместителя председателя Комитета по образованию Ленинградской области Татьяны Рыборецкой, в апробации модели аттестации педагогов приняли участие 36 учителей из шести школ, в регионе была создана проектная группа на базе региональной аттестационной комиссии. В Пензенской области педагогов учат моделировать процессы внедрения Национальной системы учительского роста в формате деловой игры.
- В рамках этой игры участники выявляют риски внедрения в практику данных моделей, проектируются действия по преодолению этих рисков, чтобы внедряемые нововведения были приняты педагогами как действительно нужные им в их работе, - рассказал член регионального отделения ОНФ в Пензенской области профессор ПГУ Геннадий Белорыбкин. Он также отметил, что педагогам не хватает информационной поддержки.
В завершение круглого стола Любовь Духанина подвела его итоги, отметив, что вводить НСУР можно только после полной переоценки финансовых механизмов системы общего образования - иначе есть риск, что все нововведения могут быть восприняты и реализованы школой как формальная и бюрократическая процедура.
- Национальная система учительского роста должна мотивировать учителя на профессиональное развитие. В конечном итоге она будет способствовать вхождению российской школы в десятку лучших в мире, - заключила Духанина.