Сегодня все международные глобальные бренды наукоемкие и высокотехнологичные, все построены на серьезных исследованиях детей и запросов образования, а не наоборот - сначала делается игрушка, а потом думают, как ее применять и как играть с ней ребенку.
Проблема в том, что в детсадах так выстроен распорядок дня, что детям некогда играть - у них все расписано, каждая минутка, как на работе. Мало закупить и поставить большое количество игрушек, сегодня самое большая проблема - нет времени на игру в жизни ребенка. У ребенка, когда он играет, идет рефлексия, он проигрывает проблемы и прорабатывает важные для него ситуации. Игра имеет очень серьезный психологический эффект - можно увидеть все проблемы и потребности ребенка. Детям нужно большое количество времени играть в самые разные игры - на улице, на игровой площадке, во дворе с самыми разными типами. В игре ребенок развивает огромное количество ресурсов своей памяти, идет эмоциональное и физическое развитие.
Вся проблема в том, что в отличие от школ в детсадах все финансирование уходило на стройку и ремонт, на игровое оборудование отдельного финансирования не предусмотрено. В то же время во ФГОС дошкольного образования очень хорошо прописаны требования к оснащению образовательного процесса дошкольного учреждения: игры, игровое оборудование, спортивное оборудование. Что касается начальной школы, то был выпущен 336‑й приказ, определяющий финансирование на оборудование в размере 38 процентов от всей суммы на строительство школы. В нашем случае мы говорим об игре, об играх и игрушках, которые являются неотъемлемой частью при обучении русскому языку и речи, литературе, математике и другим предметам.
Если посмотреть, что делают наши зарубежные коллеги, то у них игра сопровождает все образовательные процессы, все классические программы, начиная с математики. Проводятся научные исследования в таких заслуживающих уважения научных организациях, как Кембриджский университет, где открыт центр научных исследований по замене традиционной системы обучения в начальной школе на обучение в игровой деятельности. Такие же интересные практики есть в Китае, в Австралии, в разных странах Европы. В Германии целый институт в Берлине занимается научными исследованиями: там разрабатываются функциональные игровые модули, объединяющие отдельные игры в единую систему.
В раннем возрасте игрушка - это замечательная возможность объединения интересов группы детей для решения каких-то проблем, неотъемлемая часть жизни ребенка. Причем необязательно заваливать малыша игрушками, должны быть научно обоснованные, методически выверенные и профессионально собранные игротеки. Сейчас популярны игры-эксперименты, есть целое направление - STEM-образование. Интеллектуальные игры направлены на развитие когнитивных способностей. Причем игры оцениваются сразу с нескольких сторон - с точки зрения образовательной ценности, с точки зрения безопасности, качества, функциональности и гигиены.
На рынке 100 тысяч наименований игр - это огромное многообразие. Как во всем этом разобраться? Многие директора детсадов даже не знают, что те или иные игры существуют. Поэтому наша задача как ассоциации соединить специалистов в сфере образования и промышленности.

Антонина ЦИЦУЛИНА, президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров