Система управления охраной труда
Необходимо отметить, что еще в 2015 году на VII Съезде профсоюза, в программном документе о развитии его деятельности до 2020 года формирование системы управления охраной труда определено как одно из приоритетных направлений.
На сегодняшний день завершен первый этап - подготовлены и утверждены на заседании исполкома профсоюза примерные положения о СУОТ для всех типов образовательных организаций (детский сад, школа, образовательная организация дополнительного образования, профессиональная образовательная организация и образовательная организация высшего образования). На этой основе каждая образовательная организация с учетом ее специфики и особенностей должна разработать и утвердить свое Положение о СУОТ.
Полагаем, что в ближайшее время будет завершена разработка и утверждение положений о СУОТ во всех федеральных, региональных и муниципальных образовательных организациях, что позволит уже в 2019 году обеспечить создание и функционирование СУОТ в целом в сфере образования.

Обновление нормативной базы
Крайне важная и актуальная задача - разработка новой нормативно-правовой базы по охране труда в системе образования взамен утратившей силу (Правила по технике безопасности и производственной санитарии для учебных и учебно-производственных мастерских, в которых проводится трудовая подготовка учащихся, от 1973 года или Правила по технике безопасности для кабинетов физики общеобразовательных школ от 1982 года).
Необходимо также актуализировать ныне действующие нормативные правовые акты по охране труда, такие как Правила безопасности занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательных школах от 1979 года или Правила техники безопасности для кабинетов химии общеобразовательных школ от 1987 года.
Требуется разработка и утверждение новых инструкций по безопасности при обучении школьников навыкам в области робототехники, информационных и биотехнологий, других перспективных направлений.
ЦС профсоюза продолжает работать в этом направлении с социальным партнером - Минобрнауки России. В соответствии с Отраслевым соглашением на 2018‑2020 годы и Планом мероприятий на 2018 год по реализации Отраслевого соглашения в адрес министерства направлены предложения по выполнению обязательств Минобрнауки России, касающихся подготовки Перечня и механизма разработки нормативных правовых актов, но структурные и кадровые изменения, постоянно происходящие в министерстве, к сожалению, не позволили до сих пор решить эти вопросы.
В настоящее время завершается работа по внесению изменений и дополнений в профсоюзные отраслевые нормативные документы, такие как положения о технической инспекции труда профсоюза, внештатном техническом инспекторе труда, об уполномоченном по охране труда, утвержденные еще в 2012‑2013 годах, то есть до принятия Федерального закона от 28.12.2013 №426‑ФЗ «О специальной оценке условий труда». Подготовленные проекты в ноябре 2018 года будут обсуждены на заседании Совета по охране труда и здоровья при ЦС профсоюза для дальнейшего утверждения исполкомом.

Финансовый вопрос
Финансирование по-прежнему остается ключевой проблемой при реализации всего комплекса мероприятий по улучшению условий, охраны труда и здоровья в сфере образования.
В последние годы наблюдается тенденция ежегодного увеличения средств на мероприятия по охране труда в отрасли как в абсолютных цифрах, так и в расчете на одного работника образования в год.
Так, в 2017 году на охрану труда в системе образования было израсходовано 14,26 млрд рублей, однако расходы на одного работающего в год составляют лишь 4 тысячи.
Предварительные расчеты, проведенные специалистами профсоюза, показывают, что для осуществления мер, предусмотренных Типовым перечнем ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 1.03.2012 №181н), необходимо не менее 10 тысяч рублей на одного работника образования.
В целях реализации Отраслевого соглашения на 2018‑2020 годы ЦС профсоюза инициировал разработку Рекомендаций по расчету норматива затрат по охране труда для образовательных организаций, подведомственных Минобрнауки России. В настоящее время проект данного документа находится на рассмотрении в Минпросвещения России.
Полагаем, что все эти застарелые проблемы можно решить только посредством включения статьи расходов на охрану труда в структуру субсидии в части прочих общехозяйственных расходов. При этом расчет норматива на охрану труда должен быть произведен в соответствии с нормативными актами Минфина России (приказ от 1.07.2015 №104н) и Минобрнауки России (приказ от 22.09.2015 №1040), регламентирующими общие требования к проведению данной процедуры.
В условиях экономических санкций и недостаточного финансирования образовательным организациям нужно более серьезно отнестись к вопросу реализации прав на возврат 20% сумм страховых взносов из ФСС и использования их как дополнительного источника финансирования охраны труда. Тем более что наши предложения в части увеличения до 30% сумм страховых взносов для бюджетных учреждений нашли понимание со стороны руководителей ФСС. Рассчитываем, что эти предложения будут включены в законопроект о бюджете Фонда социального страхования на 2019 год.

Тематическая проверка
Во многих регионах Российской Федерации накопилось немало проблем, связанных с техническим состоянием зданий и сооружений образовательных организаций. Нарушения требований безопасной эксплуатации зданий школ, детских садов, особенно в сельской местности, вызывают озабоченность не только работников образования, но и родителей, обеспокоенных сохранением жизни и здоровья детей.
В связи с этим ЦС профсоюза поставил задачу силами технической инспекции труда и уполномоченных по охране труда всесторонне изучить данный вопрос, подготовить в адрес органов исполнительной и законодательной власти предложения, направленные на обеспечение безопасности при эксплуатации зданий и сооружений образовательных организаций, и подвести итоги проверки на заседании исполкома профсоюза.
В целях оказания практической помощи профактиву по проведению ОТП-2018 был подготовлен соответствующий пакет документов (памятка, методическое пособие, протокол обследования объекта образования).
Особое внимание было обращено на легитимное право технических и внештатных технических инспекторов труда, уполномоченных по охране труда работать в составе комиссий по приемке образовательных организаций к началу учебного года (письмо Минобрнауки России от 16.06.2017 №ТС-186/08 «О подготовке к новому учебному году»).
Так, например, в рамках проведения ОТП-2018 в Алтайском крае внештатным техническим инспектором труда Поспелихинской районной организации профсоюза Дмитрием Барановым, включенным в состав комиссии по приемке образовательных организаций к началу 2018‑2019 учебного года, совместно с представителями администрации района с 3 по 10 августа проведено 36 обследований объектов, зарегистрировано 500 нарушений, повреждений и отклонений требований безопасности при эксплуатации зданий образовательных учреждений. Большинство из них устранены в ходе проверки.
Полученную в ходе проведения ОТП-2018 информацию планируется рассмотреть на заседаниях президиумов региональных организаций профсоюза и заседании исполкома Общероссийского Профсоюза образования.

«Последняя миля»
Главным кадровым потенциалом в защите прав членов профсоюза на здоровые и безопасные условия труда являются технические инспекторы труда региональных организаций профсоюза (в настоящее время 65 человек) и их помощники - внештатные техинспекторы (2,4 тысячи человек), а также уполномоченные по охране труда профсоюзных комитетов образовательных организаций (70 тысяч человек).
Многое сделано за последние годы для того, чтобы выстроить четкую систему обучения, повышения квалификации отраслевых технических инспекторов труда. Начиная с 2010 года регулярно, один раз в три года, проводится обучение технических инспекторов труда региональных организаций профсоюза (следующее такое обучение состоится в мае 2019 года). Далее эта работа разворачивается по отлаженной схеме и в регионах, где обучение и проверку знаний требований охраны труда проходят вне­штат­ные инспекторы и уполномоченные по охране труда.
Вместе с тем необходимо признать, что уровень производственного травматизма среди работников образования, хотя и имеет небольшую тенденцию к снижению, по-прежнему остается высоким (700 несчастных случаев в 2016 году; 644 - в 2017‑м). Медленно сокращается и количество несчастных случаев со смертельным исходом (23 - в 2016 году; 18 - в 2017‑м).
Тревожит нас и неснижающееся количество несчастных случаев среди обучающихся при проведении образовательного процесса.
Мы реализуем различные планы, принимаем организационные и технические меры для улучшения условий труда, а положение с травматизмом на протяжении последних лет практически не меняется.
К слову сказать, такая ситуация имеет место и в других сферах экономической деятельности. Справедливо возникает вопрос: в чем дело?
Финансирование мероприятий по охране труда из года в год увеличивается (12 млрд руб. в 2016 году, 14 млрд в 2017‑м). Практически завершено создание системы управления охраной труда. Мероприятия соглашений по охране труда в организациях выполняются. Но травматизм в нашей «нетравмоопасной отрасли» по-прежнему остается высоким.
Мы никак не можем преодолеть так называемую последнюю милю.
Дальнейшее повышение безопасности производства и снижение травматизма уже невозможно без осознанного поведения человека на рабочем месте, или, другими словами, культуры безопасности.
В настоящее время существует ряд нетривиальных, но эффективных подходов к решению этих задач.
Прежде всего я имею в виду качественно новый подход к организации профилактики травматизма, концепцию Vision Zero, или «Нулевой травматизм». Основанная на трех главных ценностях: безопасность, состояние здоровья и благополучие, эта концепция эффективно действует во многих странах мира. В этом году ее стратегическим партнером стал Минтруд России и многие организации, предприятия и компании страны.
Данная концепция и ее семь золотых правил благодаря своей гибкости могут быть применены в любой организации, в любой отрасли, в том числе в сфере образования.
Суть золотых правил заключается в простых, проверенных жизнью истинах:
    стать лидером - показать приверженность принципам безопасности;
    выявлять угрозы - контролировать риски;
    определять цели - ставить задачи;
    создавать систему управления охраной труда;
    обеспечить безопасность и гигиену на рабочих местах;
    повышать квалификацию - развивать профессиональные навыки;
    мотивировать работников к соблюдению правил техники безопасности.
Наша задача - внимательно изучить эти подходы и разработки, адаптировать и применить их к системе образования. И прежде чем выносить данную стратегию на широкое обсуждение, необходимо рассмотреть этот вопрос на очередном заседании Совета по вопросам охраны труда и здоровья при ЦС профсоюза в Ростове в ноябре 2018 года.

Юрий ЩЕМЕЛЕВ,
заведующий отделом охраны труда и здоровья аппарата профсоюза - главный технический инспектор труда ЦС Общероссийского Профсоюза образования