Особого внимания заслуживает находчивость, с которой педагоги музейно-образовательного комплекса из каждой педагогической ситуации стараются извлечь максимум образовательных результатов. Недаром творческий коллектив объединения уже неоднократно удостаивался почетных наград: стал лауреатом I Национальной премии Русского географического общества «Хрустальный компас» (2013), обладателем второй премии на Всероссийских соревнованиях спортивных походов и экспедиций, проходивших во время туристской смены в Международном детском центре «Артек» (2016), абсолютным победителем 72‑го первенства Москвы по экспедиционному туризму (2017).
На II Всероссийском педагогическом форуме в МДЦ «Артек», где педагоги комплекса «Наш мир - наша школа» вместе с учащимися представляли «выпестованную» за многие годы работы и всесторонне апробированную образовательную модель, оказалось, что ее ключевые принципы перекликаются с инновационными методическими разработками авторского коллектива «Артека» - сетевыми образовательными модулями (СОМ). Прежде всего потому что точно так же предлагают рассматривать все педагогические ситуации многомерно, помещая любое изучаемое явление в контекст разных научных, художественных и социальных подходов и традиций.
Как это происходит - об этом рассказ из сегодняшней жизни музейно-образовательного комплекса. В год 100‑летия дополнительного образования, а следовательно, и детско-юношеского туризма юные следопыты школы №1159 продолжают изучать уже открытые и прокладывать новые маршруты в богатейшем мире природного и культурного наследия нашей страны.
Педагоги комплекса «Наш мир - наша школа» подчеркивают, что реализуют образовательную модель последовательного развития, практического обучения, оздоровления, социализации и воспитания учащихся, построенную на природосообразном годовом цикле мероприятий. Сердцем комплекса стал специально подготовленный экспедиционный волонтерский отряд «Навигатор» (разновозрастная туристическая команда), который в рамках первенства города Москвы по туризму в период каникул осуществляет экспедиции в разные регионы России: Карелию, Архангельскую и Вологодскую области, на Северный Урал, Алтай. Приобретенные ребятами в ходе экспедиций знания, научные наблюдения, а также находки, артефакты и экспедиционные дневники ложатся в основу экспозиций и коллекций двух школьных музеев - музея путешествий и ремесел «Солнечный мир» и музея безопасности «Будь готов».
Экспозиции музеев со своей стороны служат «банком данных» и источником ценной образовательной информации для тех школьников, которые не входят в отряд «Навигатор», но также являются активными пользователями ресурсов музейно-образовательного комплекса. Ведь в ряду практических результатов каждой экспедиции тщательно составленные и оформленные музейные экспозиции, в которых представлены коллекции находок по геологии, географии, ботанике, истории и археологии.
Многоцелевой характер экспедиций отряда «Навигатор» достигается включением в программу каждого путешествия так называемых фоновых исследований (помимо основного исследования, содержание которого оговаривается заранее). Во время движения по маршруту группа дополнительно изучает социо­культурные, образовательные, хозяйственные, рекреационные, этнографические и другие реалии региона, где проходит экспедиция.
Главный принцип исследовательской деятельности не изучение «со стороны», а прямое участие в разных сферах жизни региона, социально полезная деятельность школьников по развитию региональных проектов. Так, по существу, игровой, тренинговый подход реализуется в реальной общественно полезной деятельности.
Итог фоновых исследований также многоплановый. Помимо сбора актуальной информации, описания современного состояния социальной, хозяйственной, культурной жизни региона, практического участия в общественно значимых проектах ребятам предлагается на доступном им уровне провести комплексную экспертизу этих проектов. Они должны разобрать, насколько гармонично проект вписывается в природно-культурный контекст региона, как он взаимодействует с другими проектами. Выступая в роли экспертов, юные участники экспедиции получают важный опыт организационного и управленческого мышления.
Как правило, тематика основного экспедиционного исследования определяется профессиональными интересами руководителя экспедиции (это может быть биология, история, география). При этом намеренно привлекается комплекс методик, которые позволяют придать экспедиции многоплановость, способствуют разностороннему развитию ее участников.
Этот комплекс включает в себя три группы методов:
- научно-исследовательские - ландшафтная разведка местности, естественно-научные (к примеру, методики, используемые в географии, биологии), гуманитарные (археологические, этнографические);
- социально-психологические - беседы с местными жителями, интервью и опросы, социологические методы, а также круглые столы, встречи, мероприятия, фестивали;
- творческие методы - художественные фотографии, создание фото- и видеоколлекций, ведение полевых дневников (дневников путешественника), художественное творчество (живопись, графика), овладение народными традициями и ремеслами, а также подготовка и организация драматургических представлений (театрализация).
Да-да, метод театрализации, который может на первый взгляд показаться в этом контексте чужеродным элементом, играет чрезвычайно важную роль в осмыслении содержания экспедиции, эмоциональном погружении школьников в культурные и исторические традиции региона, а также в передаче этого творческого опыта сверстникам.
Так, в рамках проекта «Наш мир - наша школа» на базе школьного музея путешествий и ремесел уже несколько лет действует ландшафтный походный театр «Скоморохи». Путешествующий, или экспедиционный, театр максимально отражает культурно-историческую и художественную парадигму путешествия. Изучая природу, культуру, традиции, быт местных жителей, участники экспедиции получают возможность творчески осмыслить свои впечатления, воплотить свое видение в сюжет спектакля - легенду, рожденную на новой для юных путешественников земле. Сценарий к каждому спектаклю всегда коллективная работа, и пишется он непосредственно в ходе путешествия. На языке театра ребята осваивают местные мифы и легенды, знакомятся с этнографическими и историческими реалиями.
В июне этого года отряд «Навигатор» отправился в экспедицию по Липецкой области, и помимо большой исследовательской работы на тему «Регион в цвете» учащиеся подготовили традиционный авторский спектакль. Приведем выдержки из отзыва местного краеведа и этнографа, преподавателя театрального отделения Детской школы искусств имени Л.С.Соколовой города Ельца Алексея Анатольевича Пискулина: «20 июня в археологическом парке «Аргамач» состоялась премьера спектакля «Легенда о степных курганах». Тематика спектакля весьма актуальна для нашего времени - это возвращение к народным историческим и культурным традициям, к корням и истокам народной жизни, возвращение исторической памяти… Было видно, что детям интересна тема, что они понимают и чувствуют то, о чем играют, и что им комфортно в пространстве русской традиционной культуры. Они изучали историю, этнографию, географию елецкого края - той земли, где прошел спектакль. Работали над образами, речью и пластикой, для спектакля самими участниками были созданы замечательные костюмы...» Таким образом, постановка спектаклей, их презентация местной аудитории также стали неотъемлемой частью экспедиционной практики.
В сентябре ребятам из отряда «Навигатор» предстоит принять участие уже в III Всероссийском педагогическом форуме в МДЦ «Артек», по счастью, он будет проходить одновременно с туристической сменой, в которой отряд будет жить артековской жизнью и соревноваться с лучшими командами России по результатам экспедиционных исследований.
Итог летнего периода для музейно-образовательного комплекса «Наш мир - наша школа» - богатейший экспедиционный материал, который ляжет в основу новых образовательных проектов, выставок в музеях, спектаклей, фестивалей и форумов. Как гласит народная пословица: «Летний день год кормит!»

Ульяна ФОРТИНСКАЯ,
Андрей ФОРТИНСКИЙ,
педагоги дополнительного образования школы №1159