Предпосылки развития системы оте­чест­вен­ного внешкольного образования были, конечно, и до революции, достаточно вспомнить наиболее известные примеры детского лагеря «Бодрая жизнь», культурно-просветительского общества «Сетлемент», организатором которых выступил в начале XX века Станислав Теофилович Шацкий. Но с 1918 года внешкольная работа, охватив всю сферу учебных и воспитательных инициатив за рамками основной школьной программы, стала действительно системной и массовой.
После создания в 1917 году отдела внешкольного образования при Наркомпросе РСФСР по всей стране начала формироваться сеть домов и дворцов пионеров, станций юных туристов и техников, клубов, кружков, детских лагерей. Ориентированное на практическую деятельность и социальную сферу, внешкольное образование в воспитательных вопросах оказалось, конечно, в значительной мере идеологизированным. Однако масштаб и, как бы сейчас сказали, инновационность принятых решений, касавшихся системы внешкольной работы, можно смело назвать из ряда вон выходящими. Впервые в масштабах страны была создана и воплощена на практике целостная система массового образования, соединившая возможность передачи базовых знаний, умений и навыков в рамках общего образования с выбором направления профессионального и творческого развития во внеурочной деятельности. Доступность и массовость образования, открытого каждому в том объеме, в каком он может и хочет освоить достижения мировой культуры, стали одними из главных советских достижений, воплотившими идеи равенства и братства - подлинной народной справедливости.
Весьма показательны с этой точки зрения примеры создания первых домов детского творчества в послереволюционной России. Например, в Петрограде рабочие Путиловского завода обратились к В.И.Ленину с просьбой организовать для их детей школу, где ребята могли бы обучаться музыке и художественному творчеству. Вопрос решился достаточно быстро: был выделен вместительный городской особняк, завезены музыкальные инструменты, приглашены лучшие педагоги. Перед сотнями тысяч ребят по всей стране открывался прежде недостижимый заповедный мир. Да, процесс воспитания, которому служило внешкольное образование, использовался для подготовки человека нового общества, но питался он достижениями мировой культуры и давал возможность каждому обращаться к тем сокровищам искусства, науки, которые прежде были уделом избранных и нередко относились к числу социальных привилегий.
В июне 1919 года прошел I Всероссийский съезд по внешкольному образованию. К 1940 году в СССР насчитывалось уже свыше 1800 внешкольных учреждений, находившихся в подчинении у министерств просвещения, культуры, путей сообщения, речного и морского флота, профсоюзов, ОСОАВИАХИМа, добровольных спортивных обществ, а также других организаций и ведомств.
Послевоенное время (оставившее стране более 600 тысяч сирот) внесло свой вклад в развитие системы вне­школьного воспитания: вряд ли можно было найти ребенка или подростка, не посещавшего дома, дворцы пионеров или станции юных туристов и техников, загородные пионерские лагеря и детско-юношеские спортивные школы.
На рубеже 1990‑х-2000‑х система оте­чест­вен­ного дополнительного образования переживала непростые времена, шли даже разговоры о том, что она может быть вовсе расформирована.
Перелом в ситуации произошел чуть позже, когда вслед за Президентом РФ В.В.Путиным на государственном уровне о дополнительном образовании вновь заговорили в контексте все тех же задач строительства России как справедливого социального государства. «Необходимо вернуть систему дополнительного образования в сферу ответственности государства, - призвал Президент РФ. - …Важно сохранить и передать новым поколениям духовное и культурное наследие народов России: историю, русский язык, великую русскую литературу, языки народов Российской Федерации, достижения в гуманитарных областях. В этом сила страны, способность нации отвечать на любые вызовы, и задача воспитания не менее значима, чем обучение, подготовка кадров для новой экономики».
В 2014 году Правительство РФ утвердило Концепцию развития дополнительного образования детей, в которой были подробно изложены основные социокультурные и конкурентные преимущества этой образовательной практики. Законодательным продолжением стал реализуемый в настоящее время План мероприятий на 2015‑2020 годы по реализации концепции (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. №729‑р).
Сегодня мы знаем, что система дополнительного образования аккумулирует важнейшие педагогические ресурсы: личностно ориентированное обучение, практико-ориентированность и профильность.
Первая позиция заслуживает особого внимания, потому что вопрос сохранения и развития индивидуальности, личностного своеобразия учащегося в образовательном процессе стоит сегодня достаточно остро. В условиях большого количества обучающихся в крупных городах, в укрупненных образовательных комплексах, процесс общего образования автоматизируется, ставится на поток. Это неизбежно приводит к унификации и стандартизации учебного процесса, методов и форм работы. Между тем во многих областях искусства и науки, как и в разнообразных педагогических ситуациях, качественный творческий результат может быть достигнут только в условиях доверительного межличностного контакта участников образовательного процесса. Известный отечественный пианист и педагог Генрих Нейгауз отмечал, что «…взаимопонимание учителя и ученика - одно из важнейших условий плодотворности педагогического процесса». И именно сфера дополнительного образования сохраняет традиции ведения образовательной деятельности в формате творческой мастерской.
Открытость и вариативность, способность чутко реагировать не только на социальные запросы, но и на культурную ситуацию - другие не менее важные особенности дополнительного образования. Ведь помимо отклика на актуальные образовательные потребности населения (которые испытывают заметное влияние моды, популярных трендов) дополнительное образование способно стоять на страже важнейших национальных и культурных ценностей. Например, сохранять и развивать традиции народного творчества, даже когда массмедиа полностью сориентированы на шоу-бизнес…
Новые социально-экономические реалии побудили и систему дополнительного образования рассматривать по-новому - в ракурсе социального лифта, способного не только удовлетворять личностным запросам обучающихся, но и открывать перед ними возможности нестандартных решений в выборе будущего профессионального пути. Не случайно сегодня существенно повысились требования к образовательным программам, к организации дополнительного образования как эффективной школы практического мастерства, а не тоскливой «продленке» с занятиями «на все руки от скуки».
Дополнительное образование сегодня - это не только сфера досуговых интересов, но и возможность на практике «пощупать» творческие и научные профессии, присмотреться к цеховым законам и правилам в разных областях культуры и экономики. И не столь важно, выберет учащийся своей будущей профессией деятельность, с которой ознакомился в дополнительном образовании, или нет. В любом случае он приобщился к профессиональной среде, и это соприкосновение даст плод метапредметных результатов, которые, безусловно, окупят возможную нестыковку опробованных образовательных маршрутов.
Западный мир сегодня знает дополнительное образование как неформальное или альтернативное, то есть выходящее за рамки структурированной социально-экономической системы. Россия традиционно хочет в образовании видеть идеальный образ - нужную не только экономике, но также культуре и обществу возможность достигать гармонии и целостности в развитии способностей каждого человека.
Удержать сегодня эту идеальную компоненту дополнительного образования, его личностную ориентированность и открытость - значит сохранить социально-историческую справедливость, дать шанс новым поколениям жителей России встретиться с мировой культурой во всей ее доступной полноте.

Антон БОНДАРЕВ, заместитель директора центра творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость», кандидат педагогических наук