Работа в школе - большая ответственность. Пульс смены поколений ощущается в школе особенно остро. Крайне важно все сделать вовремя: дети растут очень быстро, и наверстать, переписать набело, дополнить задним числом ничего нельзя…
Задача учителя - ознакомить ребенка с миром, в котором он повседневно живет и действует. Богатая история школы при этом становится посредником: в лицах и событиях близкого и понятного ученику социума как в зеркале отражается история страны, и «большая» история из учебников, фильмов и книг воспринимается живее и достовернее. «Моя учительница лично знала знакомых Зои Космодемьянской» - и образы прошлого оживают, приобретают эмоциональную окраску.
Осознав однажды, какую богатую биографию имеет его школа и скольких людей она связала между собой добрыми чувствами и дорогими воспоминаниями, любознательный школьник заинтересуется: «Почему моя бабушка, которая училась в этой школе еще в прошлом веке, именно в нее отдала папу, а он привел теперь к своим учителям и меня?» И даже не зная пока точного ответа на этот вопрос, испытает на пороге школы ощущение обжитого, не чуждого ему дома, почувствует уважение и доверие к нему. А люди старшего поколения, приводя в свою школу внуков, убедятся, что солидный возраст не изменил ее души.
Вековой юбилей невольно наводит на мысль о сравнении истории школы с жизнью человека: детство, юность и так далее… О школе и вправду хочется говорить, как об одушевленном существе, мыслящем, чутко реагирующем на состояние окружающего мира. Биография 201‑й удивительно точно отразила все важнейшие этапы развития нашего государства и изменения мировоззренческой парадигмы за прошедший век. Судьба школы не была легкой, но выпускники по-прежнему ведут сюда своих детей и внуков. Если свои продолжают доверять школе, значит, 201‑я сумела пронести сквозь десятилетия свою особую атмосферу и самобытный стиль.
Судьба всегда посылала 201‑й школе людей, которые умели осмыслить и сохранить главное, не боялись отпускать в прошлое временное и откликались на вызовы будущего. Во главе школы стояли замечательные директора: Анна Шестова, Иван Устюжанин, Николай Кириков, Николай Борисов, Юрий Коломиец, Елена Подольская - нынешний директор школы. В течение ста лет 201‑я честно работала на страну, а директора верой и правдой служили своей школе. Такая миссия по плечу только сильным людям, любящим свое дело.
Каждый директор стал эпохой в жизни школы. Нельзя не отметить значение для истории школы деятельности Николая Кирикова, сделавшего 201‑ю по-настоящему знаменитой. Человек высокой культуры и образованности, талантливый педагог и организатор, видный деятель образования, он создал то, что впоследствии назовут авторской школой.
Сохранять и достойно продолжать великое дело не менее важно, чем заложить его краеугольный камень. Все, что осуществил Николай Кириков, что было наработано до него и сделано после него, стало единой непрерывной историей.
Хранители и созидатели школы - это, конечно, не только ее руководители, но и учителя, чей труд и взгляд на мир определили «лица необщее выражение» 201‑й. Среди множества имен хочется назвать в первую очередь Зинаиду Кулакову и Екатерину Антонову - выпускниц 201‑й, вернувшихся в родную школу в качестве педагогов. Для своих многочисленных учеников Зинаида Кулакова стала олицетворением эпохи Кирикова, уникальным для каждого нового выпуска, а Екатерина Антонова воплотила связь с поколением войны - она училась в одном классе с Зоей Космодемьянской.
На каждой странице школьной летописи свои знаковые имена. Эти педагоги были созвучны духу школы и значимы в глазах учеников. Учитель биологии работал со своими учениками в школьном саду, учитель географии построил на территории школы метеорологическую станцию, учителя литературы и библиотечного дела играли в спектаклях вместе с учениками, учитель музыки написал песню, посвященную школе, которую с удовольствием поет сегодня на концертах школьный хор. Детское восприятие усваивает как норму то, что ребенок видит вокруг себя. А это и есть воспитание особой атмосферой, созданной уникальным сообществом достойных людей и ярких профессионалов.
В последние годы изменения, связанные с укрупнением учебных заведений, для многих школ обернулись утратой индивидуальности. Но 201‑й удалось сохранить и исторический номер, и знаменитое имя. Потерять это имя и этот номер было просто немыслимо, потому что они проросли в истории и современности, в памяти и обыденном сознании людей как образ явления. Слова «моя 201‑я» объединяют сегодня сотни выпускников многих поколений в разных концах мира. Этот «пароль» дает ощущение общности, какое бывает у земляков или однополчан. Даже если выпускники учились у разных учителей, в разные годы, в разных зданиях (старом и новом) и вроде бы не имеют общих воспоминаний, все равно искра тепла вспыхивает между ними при контакте. Почему? Потому что они сопричастны образу своей школы и этот образ для них ценен.
Столетняя история доказывает: 201‑я выдержала проверку временем. Изменения, произошедшие за этот срок и внутри школы, и за ее стенами, создают превосходный план сравнения: понимаешь, что век пролетел, а подлинный, сердцевинный смысл школьного сообщества был бережно сохранен и храним поныне.
В стихотворении Николая Рубцова «Душа хранит…» есть строки:

О, Русь - великий звездочет!
Как звезд не свергнуть
с высоты,
Так век неслышно протечет,
Не тронув этой красоты…

Поэт пишет о сакральном значении малой родины. Для многих своих выпускников 201‑я школа неразрывно связана с воспоминаниями о детстве и малой родине, о том времени и том месте, где вызревает душа. Взрослый человек по-разному может относиться к своему духовному истоку: может всю жизнь уважать, любить, гордиться, а может со временем отдалиться, переосмыслить, перерасти. Главное, что этот исток был в его судьбе и щедро напоил юность ключевой водой.
Окна 201‑й смотрят на все стороны света, словно подчеркивая развернутость школы к миру и готовность раскрыться ему навстречу. Это по-своему символично, поскольку школа, тем более заслуженная и знаменитая, со славной вековой историей, должна жить не прошлым, а сегодняшним днем. Таково ее предназначение, поскольку здесь и сейчас растут новые дети, ради которых она существует. И славные традиции, и уникальный духовный опыт, и неповторимый стиль, формировавшийся десятилетиями, обретают смысл и наполняются жизнью только тогда, когда реализуются в настоящем и работают на перспективу. Цепочка времен, связь которых помогает ощутить история, всегда венчается звеном «завтра». Как писал А.Барбюс: «Школа - это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее». Чтобы продолжать историю, надо творить это будущее сегодня. Именно так и понимает свои задачи современный коллектив 201‑й.
…Начинается новый учебный год. Скоро осень окрасит в желтый цвет листья на молодых яблонях, посаженных недавно за школьным стадионом, этот небольшой сад был заложен в память о прежнем знаменитом саде 201‑й школы. Это один из примеров того, как старая традиция, осмысленная с позиций нового века, помогает духовному становлению современных школьников. За историческим садом, созданным еще при Николае Кирикове, в основном ухаживали ученики, и в начале учебного года каждый из них получал в подарок пакет с яблоками. Сейчас одиннадцатиклассники в день Последнего звонка сажают именные яблони в память о тех, кто прославил родную 201‑ю. Смысл и ритуал изменились сообразно времени. Но добрая традиция не утрачена, и хочется надеяться, что новые выпускники, вспоминая потом свою школу, тоже почувствуют тепло, которое хранит душа.

Лариса НОВИКОВА, выпускница и учитель школы №201 ордена Трудового Красного Знамени имени Героев Советского Союза Зои и Александра Космодемьянских, кандидат педагогических наук, почетный работник общего образования РФ