Обучение детей, имеющих особые образовательные потребности, на сегодняшний день одно из непростых направлений в работе школ. Здесь необходимо учитывать множество факторов, планировать комплекс образовательных инициатив: возможности коррекции, компенсации, реабилитации, абилитации детей с ОВЗ. С учетом ресурсов школ необходимо прочертить траекторию обучения каждого ребенка: инклюзивный это будет или коррекционный класс, индивидуальное обучение на дому или дистанционное обучение.
Организация инклюзивного образования, например, требует не только хорошей ориентации педагогического коллектива в содержательных компонентах адаптированных основных образовательных программ, умения выстроить индивидуальный маршрут для ребенка с ОВЗ и коррекционную работу согласно ФГОС ОВЗ или ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями, предоставить каждому обучающемуся возможность получения дополнительного образования. Требуется также ясное понимание перспективной цели инклюзивного образования: адаптация, социализация ребенка с ОВЗ к жизни в обществе, его дальнейшая профессиональная подготовка.
На данный момент современной московской школе не обойтись без профессиональной команды - учителей, прошедших курсы повышения квалификации по работе с детьми различных нозологий, которые будут отвечать за реализацию АООП; специальных психологов; учителей-логопедов; учителей-дефектологов; сурдо-, тифло-, социальных педагогов, ответственных за коррекционный блок АООП и консультирование родителей; администрации, имеющей опыт выстраивания взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.
Начать такую работу, безусловно, нужно с изучения нормативной базы, которая представлена на сайте Городского психолого-педагогического центра ДОгМ (gppc.ru), оценки ресурсов образовательной организации для создания специальных условий (материально-технических и психолого-педагогических), активизации работы психолого-педагогического консилиума (ППК) - основного органа, курирующего создание специальных условий для обучающихся в школе согласно заключениям ЦПМПК города Москвы, привлечения к работе специалистов психолого-педагогического и социального направлений.
В качестве консультантов по вопросам создания специальных условий сегодня выступают ресурсные школы на базе МСД. В нашем МСД №34 это школы №158, 717, 1159, которые являются консультативными центрами не только района, округа, но и всего города - в рамках круглых столов, практических семинаров, деловых игр. У каждой из школ есть своя «специализация» в обучении детей с ОВЗ: школа №158 - обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи; школа №717 - обучающиеся с детским церебральным параличом и расстройством аутистического спектра; школа №1159 - обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития. Каждая из школ согласно ежегодному плану работы, размещенному на сайтах образовательных организаций, проводит практико-ориентированные мастер-классы, на которых можно освоить ту или иную технологию обучения детей с ОВЗ, ознакомиться с традиционными и современными формами и методами коррекционной работы, получить информацию по ведению рабочей документации, созданию АООП на основе примерных программ, размещенных на сайте fgosreestr.ru, увидеть специальное оборудование, используемое в коррекционной работе.
За два года работы в рамках проекта «Ресурсная школа» ее участники выработали образовательные алгоритмы, которые 5 июня были представлены на семинаре «Создание специальных условий для детей с ОВЗ: от А до Я» в рамках проекта МЦРКПО «Взаимообучение московских школ». С материалами данного семинара можно ознакомиться на сайте образовательной организации: sch158s.mskobr.ru.
Как говорят, «дорогу осилит идущий». Мы предлагаем пройти этот непростой путь вместе. Наши двери всегда открыты для тех, кто готов помогать учиться каждому ребенку.

Маргарита ПОЗДНЫШЕВА, методист по инклюзивному образованию школы №158, руководитель проекта «Ресурсная школа по работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью»