В моих профессиональных мечтаниях теплится ощущение, что я являюсь продолжателем великих гуманистических традиций педагогов прошлого, а в реальной деятельности ежедневно оказываю услуги в сфере образования, где клиент всегда прав. А каким я нужен своим ученикам, их родителям, государству и обществу? Много непростых вопросов возникает по дороге к школе…
«Счастье - это когда тебя понимают», - писал девятиклассник в старом фильме. Понимают ли нас, учителей, наши учащиеся сегодня? Мне кажется, очень часто, ведь мы на нашем профессиональном пути ориентируемся на классические вехи культуры прошлого, а они, наши ученики, рвутся к новым культурным вехам в стиле hi-tech и hip-hop. Часть учительства не выдерживает этого отчуждения, отсутствия культурной близости с учениками и уходит из профессии. Другие замыкаются в своем учебном кабинете, в своем учебном предмете, не принимают инновационные перемены в образовании и культуре и упорно сеют «разумное, доброе, вечное»… а вырастают лебеда и чертополох. Третьи включаются в разные инновационные проекты, ищут, порой ошибаются, но не останавливаются на достигнутом.
Согласитесь, что современная цивилизация находится в кризисе. Материальный прогресс подчинил себе духовную жизнь общества. Культура, на мой взгляд, лишилась своего глубокого предназначения - способствовать духовно-нравственному возвышению человека и человечества.
Что же делать? Задаю я себе и вам вечный больной вопрос. Нужна смена вех!
Рискну определить некоторые вехи, опираясь на профессиональные размышления и опыт директора петербургской гимназии, учителя истории и обществознания.
Первое. Школьное образование должно стать в общественном сознании истинной ценностью. А для этого надо, я думаю, пересмотреть все образовательные программы и школьные учебники так, чтобы они отвечали учащимся не только на вопросы «что?», «где?», «когда?», а в большей степени - «зачем?», «почему?», «в чем смысл?». Если вместе искать ответы на эти вопросы каждый день, каждый урок, то школа может и должна стать центром диалога культур, а не борьбы культур - классической и постмодернистской, западной и восточной, элитарной и массовой, духовной и материальной, культурой восхождения и культурой потребления.
Второе. Надо согласиться, что в новых условиях меняется роль учителя в обществе. Петербургское учительство должно стать важной частью современного креативного класса. Раньше о таких креативных людях говорили, что они являются солью нации, интеллигенцией. Мне кажется, что наша жизнь заставила многих из нас, увы, отказаться от традиционных черт русской интеллигенции: поиска истины, жажды справедливости, чувства вины. А креативным классом нам, учителям, только предстоит стать. Для этого надо развивать в себе инновационное критическое мышление, умение преодолевать жесткие стандарты и стереотипы во имя творческих импровизаций. А руководителям - от завуча школы до министра образования - надо не мешать этому процессу. И при этом помнить слова поэта: «Цель творчества - самоотдача, // А не шумиха, не успех».
Третье. Крайне важно, чтобы деятели культуры и искусства также глубоко задумались о проблемах школы, вернулись в мир детства. Нам нужны новые яркие произведения искусства (литературы, кинематографа, живописи), изучая которые мы могли бы вести заинтересованный диалог с детьми о смысле жизни, смысле учения, о природе добра и зла. Хочется спросить: где вы, мастера культуры, продолжатели творческих исканий Анатолия Алексина и Владимира Тендрякова, Динары Асановой и Ильи Авербаха?
Четвертое. В современных условиях становления молодых людей большую роль играет постижение нашей отечественной истории как основы складывания мировоззрения юного гражданина России. Поэтому петербургские учителя ищут новые подходы к изложению истории в школе.
Важно, чтобы в школьных учебниках истории всестороннее раскрывалась сущность патриотизма. Как правило, в реальной практике школьного исторического образования она сводится к военно-патриотической пропаганде. При этом в тени остаются мирный аспект патриотизма, повседневная гражданственность, стремление к приумножению достоинств Отечества.
На уроках истории следует обращать внимание на такие особенности российского патриотизма, как историческая преемственность, миротворчество, духовная наполненность, открытость к диалогу с другими культурами и традициями. Пусть наши ученики прочитают в школьном учебнике не только о великих правителях и воинах, великих деятелях нашей культуры, но и о «малых» героях, служителях долга и истины. Например, о картузных дел мастере Осипе Комиссарове, о городовом Анатолии Тяпкине, о правозащитнике Владимире Короленко, об ученом и просветителе Дмитрии Лихачеве. Образы наших соотечественников прошлого могут стать духовными скрепами между разными поколениями на перекрестке культур.
И последнее. Хочу привести слова выдающегося русского философа Василия Васильевича Розанова, который не один год преподавал в гимназии. Он пишет: «Культура начинается там, где начинается любовь, где возникает привязанность; где взгляд человека, неопределенно блуждающий повсюду, на чем-нибудь останавливается и уже не ищет отойти от него». Любовь рождается в семье, развивается в школе, укрепляется в театральном зале и на вернисаже, закаляется в научной лаборатории и наполняется духовным светом в храме. Так? Нет, не всегда… Но так должно быть! Иначе нас ждет катастрофа на перекрестке культур!

Игорь КАРАЧЕВЦЕВ, заслуженный учитель России, лауреат Премии Президента РФ в области образования, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2003, директор гимназии №166 Центрального района Санкт-Петербурга, учитель истории и обществознания