- Уверен, каждый конкурсант понимает, что основная ценность конкурсного движения заключается не только в удовлетворении профессиональных амбиций, но главным образом в живом творческом общении с коллегами - в городе, регионе, стране. Поэтому послеконкурсный период - это время именно такого общения, обмена опытом, практиками. Но вместе с тем это и время новых впечатлений. Благодаря конкурсу я побывал за год примерно в двадцати регионах нашей страны, и каждая поездка в чем-то стала для меня открытием. В первую очередь открытие масштабов страны и самой системы образования, ее удивительного разнообразия, сохраненного в единстве. Особенно ценно, что довелось не только увидеть города и природу России от Крыма до Хабаровска и от Кавказа до Ямала, но также поработать с коллегами и их учениками, провести уроки. В этом и состоит педагогическое открытие - личное практическое знакомство, например, с системой кочевого образования (занятия в чумах за полярным кругом) или проведение урока в якутском улусе, а затем в сверхсовременном лицее в Иннополисе, расположенном в Верхнеуслонском районе Республики Татарстан. Всюду есть оригинальные практики, которые хочется перенести в работу с собственными учениками. В этих профессиональных, творческих, личностных приобретениях и состоит смысл постконкурсного этапа.
- Если говорить в целом о профессиональном конкурсном движении, то какой самый важный эффект вы бы отметили?
- Убежден, что профессиональное конкурсное движение сегодня - это наиболее эффективный способ повышения квалификации. Выдвигаясь на конкурс, учитель производит отбор самых практически ценных и ярких педагогических приемов, которые приносят очевидный и стабильный результат его ученикам. Для полноценного развития учителю необходима такая «остановка в пути», когда он сможет разобраться в собственном накопленном опыте, привести его в систему, выделить главное и наиболее эффективное, увидеть себя в профессии. И, конечно, очень важно получить оценку своих коллег, без этого мы замыкаемся в четырех стенах своего кабинета. Есть и еще один исключительно важный эффект конкурсного движения педагогов - это возможность сверить часы для разных образовательных систем, иными словами, это один из факторов нашего профессионального единства.
- Как зажечь, увлечь конкурсным движением тех, кто не уверен в себе, сомневается, считает, что лучше не высовываться?
- В моем случае таким мотиватором был личный пример моего наставника Сергея Букинича, который сам был победителем конкурса в 2006 году и с тех пор по-настоящему живет конкурсным духом, делится опытом в регионах и за рубежом, дает уроки, каждый из которых мог бы быть конкурсным. Но все-таки мне представляется, что универсальным инструментом для преодоления таких страхов является профессиональная среда. В Петербурге мы видим сложившуюся и очень живую конкурсную среду, здесь есть не одна, а несколько школ, в которых коллективы и руководители создали систему сопровождения учителя в конкурсном движении и после него. При этом такие коллективы сами постоянно находятся в поиске и движении, они открыты и всегда совместно принимают участие в судьбе петербургских конкурсантов. В гимназии №116, где я работаю, настоящей душой конкурсного движения стала заслуженный учитель Татьяна Аркадьевна Тесля, она провела через все конкурсные этапы и моего наставника, и меня самого, и нашего директора (Дмитрий Минцис, финалист конкурса «Учитель года России»-2008), и еще почти 60% коллектива гимназии.
- У победителя такого уровня, наверное, много общественной нагрузки. Как справляетесь? Хватает ли времени на уроки?
- Меня не перестает удивлять этот вопрос, хотя он, пожалуй, задается чаще всего. Основная работа учителя - уроки, и они, разумеется, главный приоритет. С 1 января не пропал ни один мой урок, притом что на это время также выпало около 50 поездок и перелетов. И это в первую очередь вопрос организации рабочего времени, за что большое спасибо нашим виртуозам-завучам. Но важно то, что и в самих поездках большую часть времени я занят именно проведением открытых уроков, их разбором и обсуждением с коллегами в регионе.