Важная роль в формировании нового наукоемкого и прикладного «дизайна» образования отводится развитию технического творчества детей. Оно, по своей сути, направлено как раз на подготовку будущих кадров для экономики. В Санкт-Петербурге этому вопросу уделяется особое внимание. Он был актуализирован еще в 2012 году в рамках постановления правительства Санкт-Петербурга «О Плане мероприятий по развитию дополнительного образования детей в сфере научно-технического творчества в Санкт-Петербурге на 2012‑2015 годы». В плане были обозначены меры по развитию детского научно-технического творчества. В настоящее время план успешно реализован, что позволяет развиваться системе в цифровом векторе.
Проводимая в городе работа направлена на создание новых форматов профориентации школьников и подготовки кадров для экономики региона. В силу практико-ориентированности образовательного процесса площадками, на которых апробируются и развиваются новые направления, часто становятся учреждения дополнительного образования. Конкурентные преимущества дополнительного образования в сравнении с другими видами формального образования очевидны. Это и свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека, и вариативность содержания и форм организации образовательного процесса, и доступность глобального знания и информации для каждого, и адаптивность к возникающим изменениям.
1 сентября 2018 года в Санкт-Петербурге для детей и подростков открывается Академия цифровых технологий - современное образовательное учреждение, в котором ребята смогут овладевать инженерными и рабочими профессиями и специальностями в сфере IT, робототехники, технологий цифрового производства и экономики. Обучение здесь будет проводиться в специализированных и интегрированных объединениях по направлениям «Программирование», «Робототехника» (мобильная, экстремальная, летательная, плавательная), «Автоматическое управление» (электроника, мехатроника, электронная инженерия, интернет вещей), «Большие данные и машинное обучение», «Технологии беспроводной связи», «Дополненная и виртуальная реальность» и т. п. В учреждении будут обучаться будущие инженеры, программисты, разработчики приложений дополненной и виртуальной реальности, электротехники, мультимедийные журналисты и другие специалисты, востребованные в цифровой экономике.
Актуальные задачи обеспечения образовательной деятельности в учреждении определены как комплексные. Они предусматривают: формирование гибкого образовательного маршрута для возможности выбора, перехода с одного уровня на другой, изучения дополнительных курсов, модулей; организацию командной проектной работы; формирование интеграционных процессов, обеспечивающих получение технического (инженерного) образования, а не знаний в рамках отдельных объединений; формирование системы предпрофессиональной и допрофессиональной подготовки школьников с возможностью последующей независимой сертификации компетенций (удостоверение, сертификат) или сертификации экспертным сообществом, учитывающейся при поступлении в вузы, техникумы, работодателями; формирование системы общих, объединяющих различные направления событий; поддержку технического (и не только) творчества (изобретательства).
Все это учитывалось при определении перечня программ курсов для абитуриентов академии. С 2018‑2019 учебного года обучение началось более чем на 60 курсах, в том числе «Школа юного инженера», «Робототехника», «Программирование», «Компьютеры и сети», «Художественное 3D, VR/AR», «Проектные группы», «Электроника», «Инженерное 3D-моделирование и прототипирование», «Ремонт и обслуживание транспортных средств», «Промышленный дизайн», «Лаборатория детского кино», «Медиаакадемия», «Детский центр аудиовизуальных технологий» и т. д.
Среди воспитанников академии - учащиеся школ Санкт-Петербурга и регионов СЗФО в возрасте 6‑18 лет. К моменту открытия для обучения приняты 1500 детей, а через три года в академии планируется обучать до 5000 человек ежегодно.

Да здравствуют новые форматы!
В нашем учреждении будут отрабатываться новые нелинейные формы образовательной деятельности и технического творчества детей. Например, новые форматы организации проектной деятельности обучающихся (командное проектирование в рамках детских конструкторских бюро, хакатоны, детские технопарки («Кванториум»), детские фаблабы, образовательные площадки (коворкинг), образовательные погружения и практики (включение образовательных модулей, системы образовательных событий в дополнительные образовательные программы учреждений дополнительного образования Санкт-Петербурга); подготовка команд к участию в технических олимпиадах (НТИ, олимпиадах РСОШ, вузовских олимпиадах и др.), конкурсах, соревнованиях через систему учебно-тренировочных сборов, обучающих сессий (модульные и краткосрочные программы), в том числе во время школьных каникул; профориентационные практики, в том числе в рамках летних профильных смен регионального и всероссийского уровней; технологии работы с профильным навигатором; конкурсы, в том числе в рамках региональных проектов технического творчества, фестивали и др.
Миссия академии как открытого образовательного учреждения заключается в развитии каждого ребенка и подростка, обеспечении их движения от ознакомительного курса к повышенному уровню, приобретении опыта командной проектной работы, возможности сертификации компетенций (внутренней и внешней), погружения в среду производства, бизнеса, общения. В связи с этим организовано взаимодействие с сетевыми и социальными партнерами по реализации программ совместной деятельности (функционирование академии в качестве ресурсного и образовательно-производственного центра). Работа академии в сетевом взаимодействии предполагает партнерство с производственными, промышленными, бизнес-партнерами с целью формирования прогностического, производственного, технического заказа, организацию системы соревнований (движение «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), олимпиада НТИ, федеральные и региональные проекты по цифровым технологиям), привлечение сетевых образовательных партнеров с целью кооперации и интеграции образовательных ресурсов, обучения взрослых, подготовку экспертов, формирование экспертного профессионального сообщества.
Одним из направлений работы, в котором академия станет координационным центром, является движение «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), в рамках которого проводятся конкурсы профессионального мастерства между студентами колледжей и техникумов в возрасте до 22 лет, а также между школьниками-юниорами.
В период с 2015 по 2018 год в соревнованиях и чемпионатах по методике WorldSkills приняли участие более 2000 школьников Санкт-Петербурга. В настоящее время в городе создана эффективная система подготовки по методике WorldSkills - развиваются 40 компетенций в 14 образовательных учреждениях.
Поддержку движению «Молодые профессионалы» оказывает проводимая с 2015 года Всероссийская командная инженерная олимпиада школьников. Главная цель олимпиады НТИ - поддержка школьников в стремлении быть готовыми решать технологические вызовы XXI века. Особенность олимпиады в соединении знаний предметов и практических навыков. В результате олимпиады происходят формирование и подготовка команд, способных запускать технологические проекты, менять мир, создавая новые общественные и производственные практики.
В 2017‑2018 учебном году в отборочных турах олимпиады приняли участие более 20000 школьников. Санкт-Петербург впервые участвовал в олимпиаде НТИ и вошел в Топ-5 наиболее активных регионов России. Из 17 профилей школьники Санкт-Петербурга стали победителями в 10. Региональным оператором координации работы площадок НТИ также станет Академия цифровых технологий.

Площадка для всех
В числе актуальных направлений по реализации национального проекта в сфере образования обозначено строительство «Кванториумов». Площадка «Кванториума» в Санкт-Петербурге также будет организована на базе академии.
С сентября 2018 года начнется реализация всероссийского проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся 6‑11‑х классов «Билет в будущее». Проект предоставит школьникам возможность ближе ознакомиться с профессиями и определиться со своим будущим. Предполагаемое число участников на первом этапе не менее 100000 школьников. Санкт-Петербург включится в реализацию этой новой инициативы. Проект будет запущен в день открытия Академии цифровых технологий, которая станет его региональной площадкой и будет координировать работу образовательных учреждений и предприятий города в новом проекте.
Для реализации различных по масштабу и содержанию проектов академия планирует задействовать не только свои уникальные ресурсы, но и ресурсы партнеров. Так, компетенция «Экстремальная робототехника» станет развиваться совместно с одним из крупнейших научных центров России - ЦНИИ робототехники и технической кибернетики (РТК). Проекты в области биотехнологий планируют реализовать вместе с лидером в подготовке провизоров и специалистов для отечественной химико-фармацевтической промышленности - Санкт-Петербургским химико-фармацевтическим университетом. Разработки в области интернета вещей и дополненной реальности планируется проводить с программным обеспечением компаний PTC и MGBot, а проекты в области судостроения делать совместно с партнерами - компанией «Фертоинг». Сотрудничество будет установлено и с крупнейшими российскими вузами - НИУ ИТМО и Российским государственным педагогическим университетом им. А.И.Герцена.
Академия станет базовой площадкой значимых образовательных событий, в том числе Петербургского международного образовательного форума. Уже достигнуты договоренности, что в рамках форума в марте 2019 года три региона (Санкт-Петербург, Новосибирская область и Республика Татарстан) представят лучшие инновационные практики дополнительного образования и сетевого взаимодействия. На базе академии также состоятся стратегические сессии и панельные дискуссии форума.
Правительство Санкт-Петербурга, понимая важность подготовки кадров для будущей экономики страны и региона, уделяет особое внимание развитию сети центров выявления и поддержки одаренных детей и созданию технопарков на базе ведущих образовательных учреждений Санкт-Петербурга. Сегодня дополнительные образовательные программы доступны для 88% петербуржцев в возрасте от 5 до 18 лет, что значительно превышает средний показатель по России - 70%. Более 90% детей из этого числа занимаются на бюджетной основе. И что важно, система, которая выстраивается в Санкт-Петербурге, направлена на подготовку всех детей без исключения, а не только одаренных детей и будущих лидеров.

Дмитрий КОВАЛЕВ, директор Академии цифровых технологий