- Вы правы - каждый раз, когда мы принимаем делегации коллег из других регионов или иностранных государств в рамках международного сотрудничества, наше знакомство начинается с представления петербургской системы образования на языке цифр. Ведь только так можно понять масштаб этого огромного и сложного механизма.
В системе дошкольного образования нашего города 1203 учреждения. Количество воспитанников детских садов с каждым годом продолжает увеличиваться. Сегодня их больше 272 тысяч. Государственных школ в Санкт-Петербурге 683, при этом многие из них располагают не одним и даже не двумя зданиями. 487 тысяч школьников. Их количество также продолжает расти. За четыре года - плюс 66 тысяч. Основной прирост дают, конечно, первоклас­сники. В этом году их уже 58,5 тысячи. Те тенденции активного роста численности детей, которые в предыдущие годы были характерны для детских садов, сегодня актуальны и для школ. Количество первоклассников уже несколько лет подряд в два раза превышает количество выпускников. В связи с этим ежегодный прирост общего количества школьников остается очень высоким и составляет в среднем около 20 тысяч. Поэтому в следующем учебном году мы преодолеем психологическую планку в полмиллиона школьников, а уже через несколько лет с учетом демографических и миграционных процессов можем приблизиться и к шестистам тысячам.
Петербургская школа сегодня - это быстрорастущая и развивающаяся система. И наша главная задача - сохранить доступность образования для всех детей, не потеряв в качестве, которое, конечно, является главным конкурентным преимуществом нашей системы образования.
- В каком направлении будет развиваться петербургская система образования в ближайшие годы?
- Сложно выделить какое-то одно главное направление, наш основной вектор роста. На самом деле их много. В сфере дошкольного образования это прежде всего обеспечение 100‑процентной доступности для всех детей - не только от 3 до 7 лет, но и самых маленьких. Эту задачу перед нами поставил президент, этот вопрос находится на особом контроле губернатора, и мы выполним эти поручения. В сфере общего и дополнительного образования - внедрение распределенной модели и расширение границ образовательного пространства, что позволяет в полной мере раскрывать таланты детей. Наконец, в сфере профессионального образования - повышение престижа рабочих профессий и обеспечение качественной подготовки именно тех специалистов, которые будут востребованы на рынке труда. Это лишь верхушка целого айсберга задач, которые стоят перед нами. Ежегодно образуются новые и новые задачи, которые формулируются и обсуждаются на Городском педагогическом совете.
Например, в этом году губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко на педсовете подчеркнул, что мы и дальше должны работать на опережение и двигаться быстрее, чем это предусмотрено нацпроектом «Образование». Так, сегодня технической и естественно-научной деятельностью по программам дополнительного образования занимаются 18% юных петербуржцев. Это больше, чем в среднем по стране. Но губернатор поставил перед нами задачу охватить к 2024 году наукой и техническим творчеством по крайней мере треть наших детей. Сейчас Комитет по образованию готовит соответствующие предложения. Кроме того, мы планируем разработать комплексную программу переоснащения образовательных учреждений современным цифровым оборудованием, которое учителя и ученики будут использовать в повседневном режиме.
- Если петербургская школа так сильно меняется, то насколько, на ваш взгляд, меняются сами школьники и выпускники?
- В этом вопросе главное - правильно установить причинно-следственную связь. Не школа меняет детей, а дети меняют школу. А если еще точнее - школа и дети меняются вместе. Конечно, современные ребята отличаются от школьников 80‑х, 90‑х годов. Они стали смелее, увереннее, активнее. Их сложнее заинтересовать, но если педагогу это удается, современный школьник может добиться ошеломляющих успехов в освоении предмета. Ведь сегодня ему доступно намного больше возможностей - и тех, которые предоставляет петербургская школа, и тех, которые дает в целом современное информационное и образовательное пространство. Да, работать с современными детьми сложнее, но интереснее. Это вызов, который время бросает современной системе образования. И я убеждена в том, что петербургские учителя отвечают на него уверенно и достойно.
- Петербургский учитель - какой он? Скорее инноватор или все-таки консерватор?
- В первую очередь петербургский учитель - это профессионал. А настоящим профессионалом в педагогической практике может быть как сторонник передовых инновационных методик, так и апологет традиционных подходов. Какой бы путь учитель ни избрал, с педагогом-профессионалом ребенок получает не только хорошее образование, но и бесценный опыт - общения, размышлений и рефлексии. Это очень важно в жизни. Петербургская школа рассматривает профессионализм педагога в широком смысле, основанном не только на требованиях профессиональных стандартов, но и учитывает его этические и нравственные установки, способность проявить педагогическую инициативу, позицию в общественно-профессиональных сообществах.
Тысячи воспитателей и учителей, мастеров производственного обучения ведут инновационный поиск индивидуально или внутри коллективов. Они создают новые программы, разрабатывают технологии, методики и пособия, улучшающие процесс обучения, по-новому организуют образовательную среду. Все это не только улучшает качество образования подрастающего поколения, но и развивает профессионализм самих педагогов, который вызывает все больший интерес и признание коллег не только в своем учреждении, но и в городе, в стране и за рубежом.
Своими яркими победами на самых престижных конкурсах наши педагоги подтверждают эту закономерность. Благодаря победе учителя истории Ильи Сергеевича Демакова Большой Хрустальный пеликан прилетел в Санкт-Петербург. Триумф нашего педагога на Всероссийском конкурсе «Учитель года» - убедительное доказательство того, что петербургская школа стала ориентиром для всей российской системы образования. И есть все предпосылки к тому, что эта роль и в будущем останется за нами. Об этом говорят результаты и такого престижного конкурса, как «Педагогический дебют». Наши молодые педагоги уже давно взяли за правило занимать на этом состязании призовые места. Но в этом году они особенно отличились, победив в 5 из 6 номинаций.
Победителями и лауреатами наши коллеги вернулись домой и с других конкурсов, в том числе «За нравственный подвиг учителя», «Учитель здоровья России» и «Директор школы». В общей сложности у нас 23 победы в прошедшем году. Педагогов-победителей по праву можно называть интеллектуальной элитой петербургской школы. Их работа не ограничивается стенами школ - они вносят весомый вклад в развитие системы образования всей страны. Эти победы - результат системной работы по профессиональному развитию педагогов петербургской школы и поддержки, оказываемой правительством города. Высокий профессионализм петербургских педагогов, в свою очередь, залог успехов наших учеников в предметных олимпиадах и конкурсах, а также высоких результатов ЕГЭ.
- Означает ли это, что петербургским учителям больше нечему учиться?
- Конечно, нет! Хороший учитель никогда не перестает учиться. Поэтому мы придаем огромное значение, например, проведению Петербургского международного образовательного форума. Это отличная возможность для всех нас научиться чему-то новому друг у друга. За годы проведения форум стал очень серьезным, представительным мероприятием, на которое собираются педагоги, ученые, руководители региональных и государственных систем образования, директора крупных образовательных учреждений, деятели культуры. На форуме обсуждаются вопросы глобального просвещения как фундаментальной основы развития общества и строительства будущего.
А конкурс «Учитель года» - это мероприятие совсем другого типа, но к его проведению мы отнеслись столь же ответственно. Он дает возможность заглянуть на уроки лучших учителей России, познакомиться с ними лично, обменяться практическим опытом и знаниями, найти единомышленников и профессиональных оппонентов для увлекательных дискуссий. Педагоги со всей страны прошли огромный путь для того, чтобы оказаться сегодня в Санкт-Петербурге. Они стали лучшими в своих регионах, заслужили уважение коллег. А теперь им предоставлена возможность побороться за право называться лучшими в России. Санкт-Петербург встречает их как дорогих и долгожданных гостей. Перед ними откроют двери не только лучшие школы города, но и наши великолепные дворцы и театры. А особым символом нашего уважения к лучшим учителям страны станет полуденный выстрел пушки Петропавловской крепости в их честь.
- В последние годы много говорится о том, что в Санкт-Петербурге внедряется так называемая распределенная модель образования. В чем главная особенность, отличие этой модели?
- Внедрение распределенной модели не одномоментное решение, а протяженный во времени исторический процесс. К этому мы шли годами, развивая в Санкт-Петербурге сеть образовательных учреждений разного профиля, объединенных в одну образовательную среду. Модель учитывает лучшие традиции петербургского образования, органично определяя на этой основе перспективы ее дальнейшего развития. Она позволяет объединить все доступные нашим детям возможности в единую систему. А сегодня это не только школы и детские сады, но и 452 отделения дополнительного образования детей при школах, 437 школьных спортивных клубов, 59 самостоятельных учреждений дополнительного образования. Среди них, например, наша Академия талантов, на базе которой создан Региональный центр по выявлению и поддержке обучающихся, проявивших выдающиеся способности, а также добившихся успехов в учебе, науке и творчестве. Этот центр определяет ключевые направления работы, содержание образовательных программ и системы сопровождения одаренных детей. При этом мы исходим из твердого убеждения, что талантлив каждый ребенок, а наша задача - помочь ему выявить и раскрыть этот талант.