- Прежде всего это две школы, в которых я сам учился. До 8‑го класса 210‑я, а затем знаменитая 211‑я, физико-математическая. Сегодня для меня как для губернатора петербургская школа - это целая отрасль, которая требует постоянного внимания, поскольку в ее качественной и бесперебойной работе заинтересован практически весь город. В цифрах это 700 тысяч детей, более 2 тысяч учреждений, десятки тысяч педагогов и почти треть расходов городского бюджета. Кстати, 8 лет назад, в 2010‑м, образованию доставалось лишь 18%.
Если же отвлечься от детских воспоминаний и хотя бы на секунду от обязанностей губернатора, то для меня слова «петербургская школа» - это своего рода знак качества. Я говорю не только о замечательных достижениях, победителях олимпиад, медалистах или ребятах со 100 баллами на ЕГЭ. И даже не о самых лучших наших школах и педагогах. Да, у всех на слуху президентский лицей №239, губернаторский лицей №30, академическая гимназия №56. Все знают фамилии прославленных петербургских учителей. Но хороших школ в Санкт-Петербурге сегодня сотни, а прекрасных педагогов - десятки тысяч. У нас есть и выдающиеся учителя, и школы мирового уровня, и одаренные дети. Но при этом возможность получить качественное образование и шанс проявить свой талант имеет каждый ребенок. Я считаю, это сегодня самое главное.
- Вы часто говорите, что система образования Петербурга открыта для инновационных решений. В чем инновационность должна проявляться больше - в форме или в содержании?
- В Петербурге, как и в любом другом регионе, система образования должна давать человеку знания и умения для использования в будущем. Конечно, у педагогики есть традиции, которые необходимо бережно хранить и приумножать. Особенно в отечественной, российской, педагогике. Есть в образовании и общемировые, вечные ценности. Скажем, математические формулы с годами не теряют своей актуальности, как и формулы жизни, выведенные великими русскими писателями XIX века. Часть знаний, которые дети получали и двадцать, и пятьдесят лет назад, важно получать и сегодня.
Наша история, литература, культура - это незыблемые ценности. Но при этом школа не может жить только вчерашним днем. Она должна видеть перспективу. На наших глазах развиваются новые области знаний, которых в прошлом просто не существовало. В их изучении инновационным является все - и форма, и содержание. В книгах великого педагога Василия Сухомлинского нет советов по особенностям преподавания азов робототехники или 3D-моделирования. Больше того, и спустя еще пару десятилетий компьютеры казались делом взрослых людей. А сегодня уже дети проектируют роботов, создают компьютерные программы, собирают беспилотные аппараты. И делают это не только в кружках Дворца творчества юных, но и прямо в стенах своих школ. К сожалению, даже в Петербурге пока не каждая школа может позволить себе иметь соответствующие технические средства. Поэтому мы планируем запустить программу переоснащения школ современным цифровым оборудованием. Об этом, кстати, говорится и в новом нацпроекте «Образование».
- Создание Академии цифровых технологий, которая открылась в сентябре, - это тоже часть плана по реализации нового нацпроекта?
- Откровенно говоря, идея создания академии, ее концепция были сформированы задолго до запуска нового нацпроекта. Конечно, создание нетипового учреждения дополнительного образования, оборудованного по последнему слову техники и ориентированного на ребят с техническими талантами, перекликается с подпроектом «Цифровая образовательная среда». Но здесь петербургская школа, как и во многих других вопросах, сработала на опережение.
В этом сентябре у нас открылась первая площадка Академии цифровых технологий. На ее базе ребята будут постигать основы профессий в сфере IT, в робототехнике, вникать в цифровое производство и его экономику. Там будут созданы специализированные центры, проектные офисы, мастерские и детские лаборатории. Ответ на вопрос, а зачем это нужно Петербургу, где уже есть Академия талантов, Дворец творчества юных и различные центры технического творчества, мы получили в первые дни приема документов в новую академию. За три дня в нее записались более полутора тысяч детей.
- Сейчас во всех сферах, включая образование, актуальна тема наставничества. А для кого вы сами были или являетесь наставником?
- Подлинный наставник никогда не скажет: «Я наставник». Это звание нельзя себе присвоить, на эту должность нельзя получить назначение. Я считаю, настоящим наставником можно стать только тогда, когда тебя им будут считать твои воспитанники. А такое уважение еще нужно заслужить. Низкий поклон педагогам, которых дети считают не просто своими учителями, а наставниками. То есть уважают их мнение, прислушиваются к их советам, обращаются к ним в трудной жизненной ситуации. Когда в прошлом году на конкурсе «Учитель года России» победил наш молодой педагог Илья Демаков, всю страну облетели очень трогательные кадры его встречи с учениками после возвращения из Москвы. Такое сыграть невозможно. Как раз его ребята встречали не как учителя, а как любимого наставника.
- По инициативе Президента России Владимира Путина с 2018 года дан старт Десятилетию детства. Расскажите, пожалуйста, о планах Петербурга по реализации этой программы.
- У нас утвержден обширный план мероприятий по реализации указа президента. В нем девять крупных разделов. Целый комплекс мероприятий направлен на повышение доступности образования для детей и совершенствование инфраструктуры детства.
За последние годы Петербург добился внушительных успехов в демографической политике. Естественный прирост населения у нас начался в 2012 году и продолжался вплоть до конца прошлого года в отличие от общероссийского тренда. На это были нацелены и социальная политика города, и наши усилия в сфере здравоохранения. Но в результате для Петербурга сегодня обеспечение доступности дошкольного и школьного образования является серьезным вызовом. За последние 6 лет ежегодный прирост воспитанников детских садов составлял в среднем около 10 тысяч, а учеников школ - свыше 20 тысяч. Поэтому самая сложная из поставленных президентом задач - это обеспечение местами в детских садах петербуржцев в возрасте до трех лет. Отдельный пункт нашего плана по реализации нового майского указа предусматривает создание именно таких мест, а также развитие вариативных форм дошкольного образования. Это, например, популярные сегодня группы кратковременного пребывания. Далеко не все родители нуждаются в том, чтобы оставлять ребенка в детском саду на весь день. Многие выбирают именно такие группы, и их количество будет увеличиваться.
Отдельно хотел бы упомянуть развитие системы образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Наши педагоги являются носителями передового опыта по работе с детьми с особыми образовательными потребностями. У Петербурга передовые позиции по внедрению инклюзивного образования. Наши школы одними из первых в России подошли к этой задаче комплексно, разработали системы подготовки не только учителей, но и учеников, а также их родителей. Такие направления работы в рамках Десятилетия детства, конечно, будут получать особую поддержку.
- Петербург стал единственным регионом, где абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России», если он петербуржец, получит 3 миллиона рублей. Какие еще меры социальной поддержки педагогов существуют в регионе?
- В последние годы все регионы стараются поддержать обладателей хрустальных пеликанов - оказывают материальную поддержку, предоставляют жилье, финансируют их образовательные проекты. Это говорит о той огромной роли, которую играют в современной жизни учителя, и нашей благодарности за их труд. Но благодарны мы не только победителям всероссийских конкурсов. Мы благодарны каждому учителю, который работает усердно и добросовестно.
Что касается мер социальной поддержки, то самая лучшая из них, на мой взгляд, - это достойная заработная плата. Как минимум на уровне средней по региону, как того требуют майские указы, но лучше, если она будет выше этого уровня. Нам это удается. Среднемесячная зарплата учителей в Санкт-Петербурге в первом полугодии 2018 года превысила 57 тысяч рублей. Помимо этого каждый педагог может претендовать на получение премии правительства города, а это уже значительная сумма - 200 тысяч рублей. Действуют, конечно, и традиционные меры социальной поддержки. Для молодых педагогов это компенсации за проезд на общественном транспорте и дополнительные надбавки к заработной плате в первые годы работы, для всех учителей - компенсации на отдых и оздоровление и особые условия приобретения жилья в рамках программы «Жилье работникам бюджетной сферы».
- Накануне нового учебного года на городском педсовете вы объявили о том, что силами студентов лицеев и колледжей в Санкт-Петербурге будет построено большое парусное судно, которое должно стать новым символом города. Цель этого проекта - новый парусник для «Алых парусов» или нечто большее?
- По-моему, это красиво, когда на главном российском празднике выпускников по Неве пройдет парусник «Санкт-Петербург», построенный самими детьми. Это будет одно из тех самых чудес, которые нужно делать своими руками. Но затевается все, конечно, не только ради «Алых парусов».
Любая работа дается намного легче, когда видишь результат своего труда. Одно дело - выточить какую-то абстрактную болванку в учебных целях, и совсем другое - изготовить деталь для настоящего судового двигателя, который пойдет на настоящее судно. Понятно, что такую деталь молодой мастер будет делать с особым интересом и энтузиазмом. Плюс, чтобы сработать ее качественно, нужно не только постараться, но и на­учиться. Так рождается мотивация к познанию. И главный смысл проекта строительства парусника «Санкт-Петербург» как раз в этом и состоит. Во-первых, воодушевить всех, кто имеет интерес к освоению инженерных и рабочих специальностей. А во- вторых, дать возможность получить плавательную практику на парусном судне курсантам морских специальностей. Например, реальная потребность Морского технического колледжа в такой практике порядка 350 человек в год.
Недавно я встречался с ребятами, которые выступают на чемпионатах по системе WorldSkills. Многим из них проект показался интересным. Идеей уже загорелись представители профессий, далеких от судостроения, - от будущих краснодеревщиков-мебельщиков до дизайнеров-оформителей и художников росписи по фарфору. Даже таланты портных могут пригодиться. Ведь на судне должны быть и мебель, и уютная кают-компания, и посуда с морской тематикой, и оригинальные костюмы для команды. Тысячи школьников и студентов смогут принять участие в реализации красивого и значимого проекта и оставят свой след в истории Санкт-Петербурга. Может статься, мы создаем новую педагогическую методику, которая, как и многие разработки нашего города, в дальнейшем распространится по всей России.