Артем Придатко учится на дому и, наверное, как никто другой, каждый год с нетерпением ждет начала учебного года. Теперь он каждое утро встречает своих учителей.
Этот юноша - образец жизнелюбия и стойкости. Артем сумел возвыситься над обстоятельствами жизни. Его мама Лилия рассказала, как трудно давалась цель - встать с инвалидной коляски, начать подтягивания на турнике и занятия ходьбой на беговой дорожке.
- Сколько пришлось выслушать от окружающих! Когда я, глотая слезы, заставляла его ходить, поднимала с коляски, то вслед слышала обидные слова, что я жестокая мама. Дети во дворе не принимали сына в игру, взрослые недовольно косились, - вспоминает Лилия.
Но все это, к счастью, позади. Тёма, так зовут его близкие и родные, окреп физически, стал более самостоятельным, возмужал. Еще бы! Ведь он каждый день подтягивается на турнике и ходит на беговой дорожке. С ним интересно беседовать. Мы говорили обо всем - о дружбе, любви, семейных ценностях.

Интересна сама жизнь…
Артем и его мама Лилия пережили, как все девятиклассники и их родители, тревожный предэкзаменационный год.
- В результате все прошло замечательно. Одна четверка по русскому языку, остальные пятерки, - радуется теперь Тёма.
За этими показателями стоят труд и упорство с самых первых дней учебы в школе. Тёма учится на дому, к нему приходят учителя острогожской школы №8. Эта форма обучения требует больше самостоятельности, ответственности, дисциплины.
Рассказывает Ирина Александровна Шумейко, учитель младших классов, русского языка и литературы:
- Я с Артемом занималась с девяти лет. Начинали с азов, ранее он не учился, физически был слаб. Наши уроки постепенно стали приносить результаты. Тёма начал читать, увлекся книжками, в нем проснулся интерес к учебе, который с каждым годом только рос. Радует, как мальчик с огромным интересом открывает все новое. Одно из его хороших качеств - любознательность, и это очень помогает в учебе.
Первая учительница отметила также, что дома у Тёмы всегда уютно, родители обеспечивают комфорт, ребенку созданы все условия для обучения:
- В такой теплый дом хочется возвращаться. После младших классов я в пятом и шестом классах преподавала Тёме русский язык и литературу. И буду дальше приходить в гости, потому что наши отношения постепенно переросли в дружбу и не ограничиваются только занятиями. Мы, например, вместе с ним придумывали и делали сюрпризы для его подруги Тани, подбирали стихи для конкурсов, репетировали. Тёма прекрасно декламирует. А еще он так внимателен к другим, поздравляет всех с праздниками, заказывает песни на радио! Тёму отличает то, что он ценит каждое мгновение жизни.
А мама Лилия добавляет:
- Никогда сын не оставит тему, если что-то в ней не понятно. Обязательно переспросит у преподавателя, будет ломать голову, сидеть над книгой, но добьется своего, усвоит материал.
Экзамены после девятого класса Артем сдавал дома, в комнате везде установили камеры, были соблюдены все необходимые требования. Подросток признался, что с математикой справился легко, только последнее задание было сложным, пришлось понервничать и как следует подумать.
- Учительница математики просила его отдохнуть (это предусмотрено), но он отказался, так хотелось все решить. И ведь решил! После чего учительница произнесла: «Теперь я точно знаю, что математику обязан знать каждый ученик», - подвела итог директор школы Валентина Алексеевна Подлесная.
Ольга Анатольевна Варченко, учитель математики и классный руководитель, добавляет, что Артем активно участвует в общественной жизни школы:
- В классе его все любят, всегда рады встрече с ним. Артем приходит на все праздники и мероприятия. Впереди у нас осенний бал, он обязательно придет. И еще всех затанцует! В классе у него есть и друзья, и подруги. Многих он приглашает к себе на дни рождения. Что интересно, Артем очень наблюдательный. Каждому подбирает двойника-знаменитость. Это может быть ученый, или кинозвезда, или звезда шоу-бизнеса... Что касается учебы, то он молодец. Умеет брать паузу, его коронная фраза: «Можно я подумаю?» В парне есть необыкновенное упорство. А любимый школьный предмет у него биология.
- Да, меня очень привлекают микробиология, ботаника, наука о человеке. Сама жизнь - вот что, думаю, меня больше всего интересует, - признается молодой человек.

О милосердии
У Тёмы вообще зрелые мысли. Он давно задумывается над тем, что происходит в нашем мире. Многое его удивляет. В его жизни нет суеты. Он отдает предпочтение живому общению, а не переписке в соцсетях. Компьютером пользуется свободно, вместо мышки - специальное устройство, позволяющее управлять клавиатурой.
- Мне хочется призвать всех людей, чтобы они были милосерднее и сострадательнее. Порой, когда смотрю телевизор, даже ужасаюсь, как много зла, жестокости в жизни...
И кому, как не Тёме, об этом знать. Пришлось ему вместе с мамой пережить и равнодушие, и насмешки, и жестокость… Это теперь с Артемом хотят дружить и общаться, а ведь когда-то дети во дворе могли обидеть злым словом, да и взрослые вели себя не лучше. Благодаря терпению матери и мудрости самого мальчика теперь все это позади. Сейчас-то все оценили, какой он умный и воспитанный. Не грех и другим поучиться у Тёмы тактичности, выдержанности, умению понимать людей и прощать их. Недаром к нему тянутся не только сверстники, но и взрослые. Подросток - душа компании, умеет организовать любой праздник, сам придумывает сценарии, знает наизусть многие современные песенные хиты, с удовольствием их исполняет. А из классиков предпочитает Пушкина.

О будущем
- Я очень стремлюсь к знаниям, люблю своих учителей, - говорит Тёма.
Учителя отвечают ему взаимностью - после рабочего дня с радостью приходят к нему домой.
После окончания девятого класса директор школы №8 Валентина Подлесная вручила Артему Придатко грамоту с длинным перечнем достоинств: «За настойчивость, упорство в достижении цели, искренность, дружелюбие и чуткость к окружающим, за ответственное отношение к учебе».
- Если бы все дети имели такую жажду знаний, как Артем, то для учителей каждый день был бы праздником. Он прекрасно подготовился к ОГЭ, всех нас порадовал тем, что блестяще справился с заданиями. Просто образец для остальных ребят. А сколько положительных эмоций получают педагоги! Ведь их труд ложится на благодатную почву, - выразила чувства и эмоции всего педагогического коллектива школы Валентина Алексеевна.
А Артем рассудительно заметил, что пока рановато думать о том, куда поступать после 11‑го класса.
- К сожалению, в нашем случае не так велик выбор. Конечно, это будут институт и дистанционная форма обучения, - предполагают Артем с мамой. - А какая профессия? Может быть, работа на дому программистом? Но здесь большая конкуренция. Надеемся, что к моменту окончания школы появятся новые возможности и новые специальности.
Вот такие они оптимисты - мама и сын.

Острогожск, Воронежская область