Тут, конечно, возникает вопрос: отчего этот канадский подросток столько времени избегал привычного для большинства его сверстников статуса ученика? Болел, что ли? Нет. Со здоровьем у Лиама Хита (с его ролью блестяще справился молодой талантливый актер Дэниэл Доэни) все в порядке. Просто когда-то его мама, активная и амбициозная Клэр Хит (Джуди Грир), решила, что отдавать чадо в школу - только портить, и стала обучать сына на дому, пытаясь заменить ему не только преподавателей, но и школьных товарищей.
До какого-то времени любящей матери все удается: Лиам беспрекословно слушается ее, называет лучшим другом и даже не помышляет хоть как-то оспорить ее авторитет. Однако все меняется в тот день, когда они вместе приходят в школу для сдачи выпускного экзамена. Пока Клэр в коридоре мечтает о том, как сын поступит в Кембридж (его первая ступень на пути к лаврам великого ученого-астрофизика), как она поедет вместе с ним и будет следить, чтобы он не отвлекался на глупости, парнишка совершает главный поступок в своей жизни - сознательно заваливает тест.
Плохая подготовка, стресс, слишком трудные вопросы? Ни то, ни другое, ни третье. Просто Лиам, увидев в стенах школы очаровательную девушку с протезом вместо одной ноги, понимает, что он хочет поучиться здесь хотя бы неделю. Об этом он заявляет разгневанной и донельзя огорченной Клэр. Та в ужасе: обычная школа видится ей пристанищем для серых середнячков, она не даст ее мальчику ничего хорошего и нового, зато ее обитатели могут приобщить его к чему-нибудь порочному (она права, ее дитя подсознательно мечтает о сногсшибательном курсе по основам секса, наркотикам и социальному дебошу). «Назови мне хотя бы десять причин, по которым тебе нужно туда!» - кричит она, смахивая слезы. «Достаточно одной», - отвечает сын и протягивает ей дневник со списком друзей: «1. Мама. 2. Папа? 3. Дядя Джон». (К слову, о папе: он только раз принял участие в судьбе героя - когда зачал его, мы не узнаем даже его имя.) Эта сцена, несмотря на кажущуюся простоту, одна из самых сильных и перекликается с эпизодом, где Лиам танцует с мамой и где камера фокусируется на его ногах в трогательных носках - бело-розовых с желтыми цветочками.
Директор, к которому семья Хит приходит с просьбой о зачислении, предостерегает: «Это школа, тут все серьезно. Группировки, наркотики. Некоторые ученики ходят с оружием». К тому же, по его словам, мест нет, шутка ли - обучаются две тысячи человек. Но Лиам не сдается: узнав, что одна из учениц, Мария Санчез, больна и потому временно не приходит на уроки, он просит на неделю занять ее место. Тут у директора аргументов для отказа не находится, а у мамы уже нет сил переубеждать сына.
Так Лиам становится Марией и постепенно погружается в бурление школьной жизни. Клэр в отчаянии: у ее мальчика подростковый бунт! Не желая смириться с утратой полного влияния на сына, она начинает потворствовать ему во всем, повторяя: «Мы переживем этот период вместе!» Однако Лиам, все больше осознающий аномальность полного слияния с родителями, выстраивает границы, через которые маме трудно пробраться. Удар по мечтам женщины, когда-то говорившей подруге: «Никто не переспит с нашими детьми, пока мы спим с ними рядом или неподалеку».
Стоит отметить, что Джуди Грир была, по ее словам, поражена сценарием. «Обычно, когда я начинаю читать текст и понимаю, что передо мной хорошая женская роль, я возвращаюсь к первой странице и смотрю, кем написан сценарий. Когда я увидела на обложке имена двух мужчин, моя реакция была примерно такая: «Вау. Ничего себе. Круто». Таково было мое первое впечатление. Я подумала, что Клэр - это настоящая сила. Но за этой силой я также увидела уязвимость и страх потерять свое дитя».
Актрисе удался образ матери, пытающейся сделать ребенка частью себя, в какой-то момент от упорства Клэр становится страшно. Тем более что многие знают, чем это заканчивается в реальной жизни: молодой человек так и не становится взрослым мужчиной, он вечный придаток родительницы, которая всегда права и знает, как лучше. К счастью, финал фильма обнадеживает.
Что касается упомянутых Джуди имен двух мужчин: сценарий к фильму написал режиссер в соавторстве с другом детства и творческим партнером Джошем Эпштейном. В одном из интервью Райдаут говорил, что, когда начинал работу над этим фильмом, понимал: это не только возможность исследовать пространство ребят, которые находятся на домашнем обучении, это еще и шанс проанализировать, каково это - быть родителем. По его мысли, сейчас наступает новая эра, в которой отцы и матери хотят будто погрузить своих детей в некий непроницаемый пузырь, чтобы им было легче ориентироваться в жизни.
Хорошо ли детям в этом пузыре? Как в любой другой ситуации, есть свои плюсы и минусы. Чтобы узнать об этом, стоит приобщиться к «Клубу «Школа», вряд ли пожалеете об этом.