- Алевтина Николаевна, как родителям понять, на что способен их ребенок, чтобы помочь выбрать ему сначала хобби, а потом и увлечение всей жизни?
- Ребенок должен испытывать радость от того, что делает, а не угнетение и принуждение. Потому что в детстве приобретаются самые серьезные комплексы, от которых потом трудно (а бывает, и невозможно) избавиться. Для того чтобы избежать подобной участи, ребенку необходимо заниматься только тем, к чему у него есть склонность. Поэтому, конечно, это огромная ответственность родителей и преподавателей - рассмотреть талант и раскрыть его. Один рецепт для всех дать не могу. Но уверена, что к своему ребенку необходимо постоянно прислушиваться, присматриваться, жить с ним на одной волне. И всегда помнить о главном: он непременно должен быть счастлив!
- В вашей собственной жизни именно так все и сложилось?
- Я, безусловно, счастливый человек. Мама помогла раскрыть мой талант. Когда я была маленькой, постоянно организовывала детские праздники, режиссировала спектакли, всех собирала, вела куда-то. Сегодня у меня нет сомнений в том, что занимаюсь любимым делом. Я даже свою работу не могу и работой-то назвать, потому что это мой образ жизни. И поэтому мне бы очень хотелось, чтобы и мои ученики жили такой же наполненной жизнью.
- Как увлечь детей классической музыкой?
- Я много работаю в Москве и регионах и отчетливо вижу, что наши традиции - литературные, танцевальные, музыкальные - ускользают. Мы теряем свою ориентацию в мировой культуре. В моем детстве было принято, чтобы ребенок ходил в музыкальную школу, на танцы, балетом занимался или живописью. Сейчас многие дети не получают тех знаний и навыков, которые необходимы любому хорошо образованному человеку. Поэтому мне бы хотелось по мере сил поддержать традицию классического и современного балета, танца и музыки. Собственно, для этого и организована школа «Классики» как возможность получения дополнительного образования в школе №1270 «Вектор».
- Чему учатся воспитанники «Классиков», на каких инструментах играют?
- На выбор ребят три программы (подробнее на сайте sch1270c.mskobr.ru, в разделе «Дополнительное образование»). Занятия по вокалу и музыкальному инструменту проходят индивидуально, остальные (хореография, балет, хор, актерское мастерство) - в группе. Пока решили предложить пять инструментов - скрипку, флейту, фортепиано, гитару, аккордеон или баян. Этот состав хорошо подходит, для того чтобы создавать небольшие ансамбли. А в ансамбле всегда играть интереснее, важно слышать друг друга, уметь взаимодействовать в команде.
Предмет «Актерское мастерство» вообще необходим в жизни, в общении с людьми. Овладев его основами, начинаешь владеть любой ситуацией и вести себя в ней соответственно. И, разумеется, ребята изучают танец - и классический, и современный. Но погружение в искусство не должно быть принудиловкой, занятия должны быть ребенку в радость.
Еще хотелось бы, чтобы у нас появились спектакли, которые дети выпускали бы сами. Например, в конце года. Представляю ребят, сидящих в кругу, вместе пишущих сценарий, вместе делающих декорации, что-то еще придумывающих. Уверена, что так можно почувствовать вкус к созиданию.
Также необходимо учиться музыкальной грамоте и элементарной теории музыки. Это и есть основы гармонии, из которой рождается искусство. Что такое ноты, какие бывают лады? Ведь у каждого народа свой лад, поэтому и выражение такое появилось - «на все лады».
- Кто занимается с ребятами?
- Работать в «Классиках» вызвались профессиональные музыканты, танцоры, дирижеры, певцы. А музыкальный лекторий в школе №1270 планирую вести сама. Он разделен на три возрастные и тематические группы. Младшая - ребята с 4 до 6 лет, у них занятия будут длиться по 30 минут. Они будут выстроены как маленькие рассказики о вымышленном персонаже по имени Робби-робот, который прилетает к нам с далекой планеты через порталы искусства в разные эпохи. Например, он попадает в комнату к Бетховену, который пишет свою Девятую симфонию, или оказывается в Лейпциге в гостях у Баха, который в этот момент играет на органе... И все это в виде живого диалога с анимацией, видеорядом, выступлением артистов из Детского музыкального театра имени Н.И.Сац.
Вторая возрастная группа (от 7 до 10 лет) будет изучать русское искусство, знакомиться с его родоначальниками: Чайковским, Глинкой, Мусоргским. И третья группа (с 11 до 14 лет, это уже достаточно взрослые юноши и девушки) станет постигать высшее искусство - мир, который создали Сергей Дягилев и музыканты, которые у него работали, направления в искусстве, возникшие при его участии в ХХ веке. Жанр оперы будем изучать, говоря о судьбе Марии Каллас, о голосе Анны Нетребко, о знаменитых театрах. Разговаривая про симфонии, познакомимся с Гергиевым и Караяном, например. Я считаю, что все это современному человеку необходимо знать.
- Ваши ученики овладеют неким культурным кодом, понимание которого пропуск в мир высокого искусства?
- Да, я хочу показать современным юношам и девушкам, что опера и балет - элитарное искусство, что в концертные залы и театры ходят люди, у которых совсем другие взгляды на жизнь. Но эту жизнь они измеряют не деньгами, у них к ней иной подход, наполненный другим смыслом. Они обсуждают, какая выставка прошла в Париже и что сейчас показывают лучшие музеи Москвы. Возможно, кто-то рядом и станет разговаривать про то, в какой торговый центр поехать на шопинг. Но у моих учеников будет гораздо больше тем для разговоров.
Я готова взять на себя ответственность за то, чтобы сделать ребят культурными людьми в самом прямом смысле слова, хорошо образованными и качественно воспитанными. Во-первых, чтобы они умели на соответствующем уровне общаться друг с другом. А во-вторых (и это самое главное), чтобы они сохранили и понесли дальше русскую и мировую культуру. Мне бы очень хотелось, чтобы дети научились разговаривать красивым русским языком на интересные темы, чтобы они могли танцевать, петь, музицировать. Именно для этого и создана школа «Классики».

Комментарий

Екатерина СОЛНЦЕВА, заместитель директора школы №1270 «Вектор»:
- Встреча с миром музыки и театра состоялась! Музыкальный лекторий, актерское мастерство, школьные спектакли - все это незабываемо.
Каждого занятия музыкального лектория ребята ждали с нетерпением, готовили рисунки, поделки. Очень внимательно вслушивались в чарующие звуки флейты, скрипки. Аплодисментами встречали мастеров оперного искусства, которые помогали совершить им путешествие из одной эпохи в другую, из одной музыкальной столицы мира в другую. Это было погружение в мир прекрасного, чарующего и высокого искусства. Каждый участник музыкального лектория получил сертификат и памятный авторский значок.
Тесная дружба связывает нас с Московским государственным академическим детским музыкальным театром имени Н.И.Сац. Более трехсот семей в прошедшем учебном году посмотрели спектакли театра. Каждый спектакль радует, волнует, создает настроение и всегда заставляет задуматься о вечных ценностях, о смысле жизни, о добре и зле, о прекрасном. Завораживающие звуки музыки, трогательное исполнение актеров никого не оставили равнодушными. А вот один из отзывов:
«Хочется выразить огромную благодарность любимой школе за возможность в выходной день снова почувствовать себя членом большой и дружной семьи. Уже не в первый раз администрация школы в содружестве с Театром имени Н.И.Сац предоставляет возможность всем желающим провести выходной день вместе с родителями, учениками и учителями нашей школы в театре. В этот раз нам выпала возможность посмотреть один из самых трогательных и поучительных спектаклей «Жизнь и приключения Оливера Твиста». Никто не ушел равнодушным, ведь больше половины ролей в спектакле играли такие же мальчишки и девчонки, как и наши дети, сидящие в зале. Как мне кажется, это очень хорошая традиция - всей семьей, всей школой ходить в театр! Это объединяет детей и взрослых, давая им возможность найти больше общих тем для хорошего, доброго общения. Надеюсь, дружба Театра имени Н.И.Сац и школы №1270 продолжится! Спасибо за этот подарок! Коллектив театралов 6‑го «Г» класса».
Чуть больше года в школе ведут занятия по актерскому мастерству молодые, талантливые, увлеченные актеры Театра имени Н.И.Сац Иван Дерендяев и Игорь Витковский. Педагоги не только обучали маленьких воспитанников азам сценической речи и сценического движения, но и пригласили в родной театр на спектакль и за кулисы театра.
А в конце учебного года педагоги и юные актеры поставили спектакль и пригласили уже своих родителей и друзей на театральную постановку по сказкам П.П.Бажова.
Горящие глаза актеров, волнение, умиление и восхищение родителей, гордость педагогов - все это переполняло участников и зрителей театрального представления. Это был удивительный вечер!
Итак, начало положено! Это большое дело. Возможно, этот год кого-то из детей изменил, задал новый вектор интересов. Уверены, что это так! Не будем останавливаться!