Один из вариантов - создание музеев одного предмета, например музея награды, ведь военно-патриотическое направление актуально сейчас, как никогда. Семейное воспитание можно реализовать, создав витрину «Семейное путешествие», которая будет сменной темой в рамках постоянного экспонирования. В образовательных комплексах таким образом можно заинтересовать работников детских садов, которые могут создавать вместе с детьми и их родителями мини-музеи в группах. Чем не проект?
Моя школа расположена в центре Москвы, где часто ведутся работы по реконструкции улиц, в отвалах грунта иногда находят любопытные предметы той эпохи, когда еще наш город был деревянным. Так, уже обнаружены следующие артефакты: кованые подковы, гвозди, топор мясника, молоток сапожника, держатель водосточной трубы, булыжники мостовой. Будущие экспонаты школьного музея бережно восстановлены. Реставрация и показ таких раритетов - это еще одно направление в работе - краеведение. Сколько радости у ребят, которые все это видят и начинают тебе подражать, беречь вещи, ценные и значимые семейные реликвии!
Управление музеями образовательных организаций в форме создания совета музея также может помочь развить в детях самостоятельность, целеустремленность, дисциплинировать их.
Возвращаясь к хорошо забытому старому, можно также формировать мини-музеи в рамках одного школьного музея. Это витрины и стенды, которые необходимо делать интерактивными, чтобы ученики не только рассматривали предметы, слушали экскурсовода, но и трогали вещи своими руками, прикасаясь к живой истории.
Итак, если бы я была руководителем школьного музея, какие бы направления в работе я выделила?
Надо начать с внешнего оформления музея, обновлять стенды, разбирать и заново выставлять музейные экспонаты. Конечно же, важно организовать учет фондов, создать лучшие условия хранения.
Подготовить учеников-помощников, которые бы вошли в состав совета музея и могли бы проводить экскурсии по музею самостоятельно, писали бы статьи в школьную газету.
Сделать сменные витрины-экспозиции, посвященные разным музейным темам.
Предложить дошкольному отделению создать мини-музеи в группах по темам, которые будут интересны им, при этом помочь в выборе тем.
Совместить проектную деятельность в школе с музейной работой, найти применение тем исследованиям, которые школьники проводят и на уроках литературы, и на истории, и на обществознании.
Сделать музей центром учебной деятельности, проводить интерактивные и интегрированные уроки на базе школьного музея.
Собрать информацию о заслуженных учителях, почетных работниках образования нашей школы.
Работать с различными общественными организациями, например с «Офицерами России».
Развить связи школьного музея и других музеев страны. На примере нашего школьного музея скажу, что необходимо обновить нашу экспозицию, вдохнуть в нее новую жизнь через сотрудничество с музеем, хранящим память о выпускнице 1940 года Наташе Ковшовой, в Уфе. Итогом этой работы, считаю, может стать присвоение имени героя школе и школьному музею. Наша школа по праву гордится тем, что Герой Советского Союза Наташа Ковшова училась именно в стенах нашего здания. Мы подготовим заявку в Правительство Москвы.
Недавно я прочитала книгу нобелевского лауреата С.А.Алексиевич «У войны не женское лицо…» и поняла, насколько важны мелочи в памяти людей. Автор описывает подвиг женщин во время Великой Отечественной войны с помощью обращения к мелкому, бытовому и призывает нас помнить беспримерный подвиг людей, победивших в той страшной войне. Очевидно, что именно музеи могут эту память сохранить, помогая учителям видеть глобальные цели и решать задачи воспитания подрастающего поколения, скрытые порой за повседневностью.

Оксана БЕЛЬНОВА,
учитель школы №1284