​Весь образ жизни ребенка, каждый квадратный метр его жизни должен быть заполнен образованием.
Антон Макаренко

Но даже в наше столь нестабильное время аксиомой остается то, что только школа учит систематизировать полученные знания и, что еще важнее, относиться к познанию как к процессу, как к повседневному труду. Школа дана нам на то, чтобы мы умнели и становились добрее, чтобы учились учиться наши дети. Аттестат об окончании средней школы должен свидетельствовать не только и не столько о сумме усвоенных знаний, сколько о готовности и способности учиться, в том числе учиться в новой взрослой, профессиональной поре жизни. Именно сейчас формализованное базовое образование все больше нуждается в дополнительном неформальном, которое было и остается одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов человека, его социального и профессионального самоопределения.
Вопросы «зачем я занимаюсь этим на уроке?», «почему я хочу этим заниматься в будущем?» - это вопросы, решение которых для каждого человека диктуется его личным выбором нравственного вектора своей деятельности, его представлениями о добре и чести. А это уже вопросы не просто образования, а вопросы развития личности. Именно об этом говорил Президент РФ в своем обращении, ставя для системы образования задачу развития личности как одну из основных. Во все времена в авангарде этой работы стояло дополнительное образование.
Поэтому одной из основных задач нашей школы является предоставление возможности получения дополнительной общекультурной подготовки в рамках развития дополнительного образования.
В нашей школе дополнительное образование абсолютно вариативно, свободно и является необходимым компонентом индивидуализации учебного процесса. Предметные области общего, дополнительного и образовательно-культурного досуга пересекаются между собой. При этом область пересечения и представляет собой естественную область дополнительного образования.
Формы работы дополнительного образования в нашей школе, с одной стороны, традиционны. Это так называемая первая модель дополнительного образования. Сюда входят познавательные формы: беседы, дискуссии, круглые столы, встречи с ветеранами, очевидцами исторических событий, представителями культуры, науки; музейно-поисковая деятельность; проектно-исследовательская деятельность; экскурсии в музеи, по историческим и литературным местам; туристические походы и поездки. Познавательно-игровые формы включают участие ребят в олимпиадах, фестивалях, спортивных соревнованиях и других мероприятиях. Творческие формы работы - это участие и организация концертов, конкурсов, постановок спектаклей, выставок работ и достижений. Досуговая форма работы заключается в проведении классных и школьных вечеров, посещении театров и концертов и в деятельной форме, предполагающей участие школьников в благотворительных и других общественных акциях. Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. Именно в этом заключается смысл дополнительного образования: оно помогает раннему самоопределению, дает возможность ребенку полноценно прожить детство и отрочество, реализовать себя, решать социально значимые задачи. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте. Кроме того, социологические и психологические исследования, проводимые в школе, показали, что подростки, занимавшиеся в той или иной форме в системе дополнительного образования, оказывались более успешными, более креативными, более мотивированными в сфере общего образования. При этом происходит процесс актуализации знаний, коммуникативных умений, поисковых навыков, процесс персонификации стандартизированной государством и обществом образовательной деятельности в индивидуальную образовательную траекторию.
С другой стороны, в нашей школе реализуется так называемая вторая модель дополнительного образования, отличающаяся внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур дополнительного образования, функционирующая как единая система (и в этом заключается особенность нашей школы в подходе к организации дополнительного образования). Все традиционные формы дополнительного образования мы попытались объединить в один проект под названием «Рогожка», опыт работы над которым освещался на страницах «Учительской газеты» (№4‑5 от 29.01.2013).
Именно такой подход к организации дополнительного образования продиктован тем, что, с нашей точки зрения, современной школе недостает должного представления о единстве мира при всей разности способов его постижения. Именно поэтому школьное образование сводится подчас к несвязанным, не взаимодействующим друг с другом областям наук и искусства. Поэтому школьные предметы и стоящие за ними науки, области знания и искусства не говорят ученику об уникальности и суверенности каждого способа познания человеком мира, его окружающего, и его собственного внутреннего мира. А через систему дополнительного образования мы убеждаем школьника в необходимости каждого из этих способов, даем ему возможность попробовать свои способности в добывании знаний в каждой из этих областей, творческого переосмысления этих знаний. Организуя такую систему дополнительного образования, мы исходили из того, что культура каждого человека складывается в течение всей его жизни и прежде всего вырастает из всех событий и впечатлений его детства, из того, какими были его родной двор, его родная улица, его родной город. Недостаток взаимосвязи, взаимопроникновения формального, сопутствующего и спонтанного образования - основной недостаток формирования культуры современного человека. Поэтому впечатления, которые получает ребенок по дороге в школу, как постоянно повторяющаяся в течение одиннадцати лет часть спонтанного образования могут оказаться ценнее и уж точно достовернее, чем то, что он получает на уроках и из учебников в самой школе. В неразрывной связи пространства и времени первичным всегда оказывается то, что мы видим в окружающем нас мире и только потом уже узнаем, что здесь было вчера, год или век назад, что будет после нас. Окружающий человека с юности мир должен пониматься как культурный мир, требующий пристального вглядывания в него, постоянного его изучения. При таком подходе сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, свое­образным резервом и опытной лабораторией последнего. Ведь целью нашего проекта является привлечение учащихся к активной краеведческой деятельности: расширение их знаний по истории и культуре Москвы в целом и Таганского района в частности; обучение школьников способам проведения экскурсий (исторических, культурологических, экологических); приобретение ими навыков организации туристских походов, прогулок по городу и его окрестностям; вовлечение старшеклассников в учебно-исследовательскую работу; включение детей в деятельность по восстановлению города и охране памятников культуры.
Организованная таким образом система дополнительного образования, на наш взгляд, дает возможность увидеть привычные, знакомые с раннего детства места по-новому, понять их функциональное назначение, соответствие этому назначению, их историческую и культурную ценность. Только это по-настоящему способствует формированию осмысленного, осознанного патриотизма. Таким образом, любовь к родным местам становится основой продолжения исторической традиции, основой связи поколений. Юные москвичи становятся истинными наследниками своих предков.
А появившись во внеклассной и внешкольной работе с учащимися, краеведческие программы впоследствии могут войти в учебный план школы. Третья модель организации дополнительного образования, как известно, строится на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры: центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем. Работа над нашим проектом позволяет реализовать и эту модель, так как она объединяет участвующих в нем учителей и школьников с широким кругом деятелей культуры Москвы: библиотекарями, работниками театра, архитекторами, историками, филологами, географами, программистами и многими другими.
Кроме того, мы считаем обязательным вовлечение в проект родителей школьников. Это должно, на наш взгляд, существенно изменить отношение их к школьной жизни. Семейные проекты - это еще одна из форм дополнительного образования, которая, к сожалению, не нашла широкого применения в современной школе. А ведь такие проекты могут стать интересным поводом общения родителей с детьми, продолжением семейной традиции в выборе школьником будущей профессии. Вообще интересы взрослых, определяющие интересы детей, создают благоприятную семейную и общественную атмосферу.
Расширение проекта за пределы школы, привлечение к работе над ним учеников других школ, городов и даже стран - одно из достоинств проектного движения. Так, в рамках дополнительного образования в Москве могут естественно развиваться учебные сообщества совершенно нового типа.
Работая над проектом, ученик приходит к осознанию того, что в его жизни не может быть так называемых лишних знаний. Все, чему он научился, пригодится ему и в дальнейшем.

Виктор ГАЦЕНКО, и. о. директора открытой (сменной) школы №88