Однако в последние годы современное российское общество столкнулось с целым комплексом серьезнейших проблем, связанных с усиливающимся влиянием средств массовой информации и коммуникации на современных детей и подростков. Одна из таких проблем заключается в том, что современные массмедиа достаточно агрессивно присваивают себе просветительские и образовательные функции и соперничают с системой образования. Поэтому в этой ситуации возникает острая необходимость в серьезной подготовке подрастающего поколения к взаимодействию со средствами массовой информации. Это обусловлено еще и тем фактом, что влияние СМИ на формирование личности современного подрастающего поколения по большей части негативное, что вызывает серьезную озабоченность у педагогов, психологов, социальных педагогов, родителей и представителей широкой общественности.
В связи с усиливающейся необходимостью обеспечения информационной безопасности детей и подростков педагоги и родители уже неоднократно высказывали предложение регулярно проводить в российских школах уроки по медиабезопасности и рассказывать школьникам о правилах безопасного поведения в современной информационной среде, способах защиты в интернет-сетях и мобильной связи.
Воспитательный потенциал СМИ широко использовался, например, в советский период. На таких изданиях, как «Комсомольская правда» и «Пионерская правда», журналах «Костер» и «Юность», замечательных телевизионных передачах об истории и культуре, выросло не одно поколение советских детей. К сожалению, в современных социально-экономических условиях огромный воспитательный потенциал федеральных, региональных и городских печатных СМИ используется не так, как хотелось бы…. Большинство молодежных изданий проблему просвещения и воспитания (в том числе и патриотического) своих читателей понимают очень однобоко. Их глянцевые страницы пестрят публикациями, из которых подросток может узнать все гламурные новости и сплетни из жизни звезд шоу-бизнеса, но не более того…
В своей статье «Молодежь. Государство. СМИ. Конфликт интересов?» С.А.Стерхова замечает, что «рыночный характер современных СМИ не оставляет иллюзий по поводу направленности воздействия формируемых образов на молодежную аудиторию». Сегодня многие отечественные ученые и педагоги солидарны во мнении, что большинство современных печатных СМИ являются явной медиаугрозой для российских детей и подростков, ведь они формируют пассивное состояние сознания и искаженное представление о реальности, тем самым прививая чуждые нашему народу культуру и духовные ценности.
Конечно, самым простым способом борьбы за медиабезопасность наших детей и подростков могло бы стать закрытие «желтых» печатных изданий и введение жесткой цензуры в глянцевых молодежных журналах, но это может только усугубить ситуацию, ведь, как известно, запретный плод сладок. Да и в условиях коммерциализации журналистики такой подход вряд ли возможен… Печатные СМИ необходимо сделать не противниками, а союзниками в благородном деле воспитания подрастающего поколения. У современных детей и подростков, перегруженных негативной информацией, должны быть «островки стабильности» - некие амортизаторы, позволяющие ребенку восстановить свои душевные силы, сохранить целостность индивидуальности».
Таким своеобразным островком медиабезопасности для детей и подростков могут стать, например, школьные печатные издания. Являясь важным элементом социализации детей и подростков, школьные газеты, журналы и альманахи играют особую роль в приобщении подрастающего поколения к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, так как радикально отличаются от тех красочных изданий, которыми завалены сегодня прилавки газетных киосков. Миссия школьных изданий в первую очередь просветительская и воспитательная и только в последнюю - развлекающая. Самый важный результат работы школьных редакций не в стопках свежих выпусков газет или журналов, а в тех качественных нравственных изменениях, которые происходят с теми, кто их создает и кто читает, ведь круг читателей одного школьного издания достаточно широк и охватывает самих подростков, их родителей, родственников, педагогов, молодежь из близлежащих районов…
Помимо воспитательного потенциала необходимо учитывать и образовательные возможности школьных СМИ как медиа­образовательного проекта… За кажущейся несерьезной игрой школьников в журналистов кроется огромный воспитательный потенциал, который укладывается в рамки требований федерального государственного образовательного стандарта. Самостоятельно работая над материалами о школьных мероприятиях, рассказывая об учителях и одноклассниках, о работе школьных кружков, старшеклассники осваивают различные компетенции, так необходимые в информационном обществе: учатся извлекать и отбирать факты, работать с различными источниками информации, делать собственные обобщения и выводы, письменно формулировать свои мысли, общаться… Статьи ровесников не только формируют у старшеклассников способность к рефлексии, но и создают благотворную почву для отстаивания прав, мнений, взглядов, оценок. Это особенно важно в период ранней юности, когда происходит формирование мировоззрения, патриотических убеждений, характера и осуществляется жизненное самоопределение растущего человека.
Работая над своими журналистскими материалами, школьники стараются написать их как можно лучше и интереснее, ведь они написаны «своими для своих»… Заинтересованность подростков в литературном качестве материалов школьной газеты отражают результаты опроса, проведенного среди учеников школы №1799, в котором участвовали 187 школьников с 8‑го по 11‑й класс. Школьникам было предложено ответить на вопрос, допускается ли, по их мнению, использование бранных слов и ненормативной лексики в школьных печатных изданиях. Почти 87% лицеистов посчитали использование такой лексики в школьных изданиях неприемлемым! Среди этих ребят были и те, кто активно участвует в создании школьной газеты… Во многих классах письменный опрос постепенно перерос в активную дискуссию, во время которой лицеисты аргументировали свое отрицательное отношение к использованию ненормативной лексики в школьных изданиях тем, что «эти газеты читают еще учителя и родители», что «школьная газета должна воспитывать, а не опускаться до уровня жаргонной речи». А сами корреспонденты школьной газеты признались, что у них рука не поднимется вставить «такие словечки» в свою статью…
Вывод в данной ситуации напрашивается сам собой: большинство современных детей и подростков нуждаются в таких островках медиабезопасности, как школьные газеты. И особенно это проявляется в нынешней противоречивой ситуации, связанной с усилением негативного влияния средств массовой информации и коммуникации на подрастающее поколение. Наши дети устали от негатива, который, подобно девятому валу, обрушивается на них со страниц взрослых СМИ. В сложившихся обстоятельствах школьные издания способны инициировать в современных детях и подростках значительные нравственные изменения и заложить прочную основу для дальнейшего формирования личности успешного современного человека.

Юлия АГАФОНОВА,
член Национальной ассоциации исследователей массмедиа (НАММИ), педагог дополнительного образования школы №1799