Долгие годы главным элементом в архитектуре образовательного пространства школы являлся урок. Сама структура обучения была выстроена с учетом специфики учебного кабинета, затем - кабинета-лаборатории, далее - предметной области и образовательной среды школы.
Компетентностный подход в обучении, практико-ориентированные задания, вовлечение учеников в активные формы взаимодействия потребовали изменений в привычной архитектонике образовательного пространства, и на смену известным ориентирам пришли новые: классно-урочная система вышла за рамки не только учебного кабинета, но и образовательной организации. Развивающая среда школы, сетевое взаимодействие, социальное партнерство, участие в городских проектах делают процесс обучения масштабнее, ассимилируя новые формы, средства и возможности городской среды.
Архитектурный паспорт любого города имеет свои смысловые зоны - вертикали и горизонтали. Так, в городе-музее Санкт-Петербурге главными вертикалями являются шпили Адмиралтейства и Петропавловского собора, которым подчиняется горизонталь Невского проспекта. В Москве, постоянно строящейся и обновляющейся, вертикалями были сначала башни Кремля, им на смену пришли величественные здания МГУ, МИДа, дом на Котельнической набережной, Останкинская телебашня, а затем градообразующей вертикалью стал знаменитый комплекс Москва-сити.
Как и архитектура большого города, имеющего свои законы строительства, образование Москвы имеет свои просторы, шири и вертикали. Это пространство обладает большими и еще не реализованными до конца возможностями. В новых условиях формируется и развивается новая модель образовательной политики Москвы, так, вертикалями, центрами притяжения, становятся образовательные организации, а горизонтальными протяженностями - учреждения дополнительного образования, объекты культуры и спорта, промышленные предприятия, технопарки. Архитектоника московского образовательного пространства выстраивается на социокультурном фундаменте города.
Множество городских образовательных проектов, существующих в столичном образовании, успешно реализуется педагогами школы №1297 в новых архитектурных ширях и просторах. В их числе «Учебный день в музее», «Уроки технологии в Старт-ПРО», «Профессиональное образование без границ».
В медиацентре парка «Зарядье» наши ученики активно посещают виртуальные туры «Полет» и мультимедийное шоу «Машина времени», воссоздающие историю основания Москвы.
А учебный день, проведенный, например, в Музее Космонавтики, связывает для обучающихся воедино разные предметы школьного цикла - биологию, математику, английский язык и физкультуру, симбиоз которых так необходим при решении практических задач.
На уроках технологии в Старт-ПРО шестиклассники получают практический опыт работы на станках с числовым программным управлением, самостоятельно выстраивают смарт-схемы для своего будущего «умного дома», проектируют пространство школьных коридоров.
Метапредметные развивающие олимпиады «История храмов Москвы», «Музеи. Парки. Усадьбы», в которых ежегодно участвуют и побеждают наши ученики, не только позволяют выйти за рамки предметных областей и активизировать познавательный процесс обучающихся, но и воспитывают в юных москвичах чувство сопричастности к истории и судьбам Отечества.
Динамичность и трансфигурация современного процесса обучения позволяют учитывать качественные результаты московских школьников, полученные вне общеобразовательной школы: спортивные достижения и победы в творческих конкурсах. Платформа «МЭШ. Электронный журнал/дневник» создает возможности для формирования цифрового портрета достижений ученика и в школе, и в системе дополнительного образования города Москвы.
Так выглядит небольшой экскурс в архитектуру московского образования, наглядно демонстрирующий, что Москва - современный мегаполис, объединяющий жителей общим культурным пространством, отличающийся широтой и открытостью, с постоянно развивающейся образовательной перспективой.

Марина СОЛОВЬЕВА, заместитель директора по контролю за качеством образования школы №1297