А может, школе надо измениться согласно запросам родителей, чтобы перестать быть «обузой»? Насколько глобальные цели родителей по обучению детей соотносятся с аналогичными целями школы? И чем учитель может заинтересовать ребенка, когда в подростковом возрасте интерес к учебе снижается?
Нам в помощь городом предложено много инструментов и механизмов: от МЭШ до ставших уже традиционными конкурсов, соревнований и олимпиад.
Прежде всего для современного ребенка-подростка интересно использование информационных ресурсов. Но, к сожалению, часто только для развлечения. Московская электронная школа дает возможность учащимся получать знания как на уроке, так и дистанционно в любой точке мира, улучшает процесс обучения детей и создает информационную среду для продуктивной работы, что должно мотивировать учеников к познавательной деятельности. При этом МЭШ позволяет ребенку не только учиться, но и общаться со сверстниками и учителями других школ в наиболее привлекательной для подростков форме. Но на данный момент провести урок по всем «канонам» МЭШ не представляется возможным: учителя, ученики и родители пока не освоили весь инструментарий, предлагаемый ресурсом.
В последнее время огромное значение придается олимпиадному движению. Этот способ деятельности особенно эффективен, когда ученик ставит перед собой цели добиться результата, хочет проявить себя с лучшей стороны. Подготовка к олимпиаде и участие в ней позволяют углубить знания, а в дальнейшем поступить в высшее учебное заведение вне конкурса. Однако уровень заданий, предлагаемых на ВсОШ, очень высок, что не способствует созданию ситуации успеха, поэтому многие ученики неохотно принимают участие в олимпиаде.
Одним из способов мотивации к успешному обучению в условиях столичных школ стала олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы», а также другие конкурсы, организованные Департаментом образования и Методическим центром. Учащиеся могут проявить самостоятельность в решении познавательных задач в различных научных областях. В условиях здоровой конкуренции подростки могут добиться более высоких результатов в конкурсе. Казалось бы, отличная мотивация! Тогда почему же классный руководитель агитирует принять участие в конкурсах, зачастую обещая отличную оценку по предмету? А может быть, потому что приоритеты изменились и ученикам важны не только похвала учителя, одобрение одноклассников, но и практическая сторона участия: «А что мне за это будет?» Обсуждая итоги участия в конкурсах, мы не пришли к единому мнению. Одни посчитали, что призовая финальная игра - отличная идея, способная привести детей к еще большему успеху и удовлетворению результатами труда за целый год. Другие высказались за то, что нет конкретного итогового результата деятельности школьников. Если бы вузы при приеме абитуриентов принимали во внимание результаты участия в этой метапредметной олимпиаде на протяжении многих лет, то это бы стало хорошей мотивацией для старшеклассников.
Другим способом мотивации является проектная деятельность. Но как учителя понимают ее? Это, во-первых, возможность получения новых социальных навыков, например умение работать в команде. Во-вторых, проектная деятельность помогает ребенку стать самостоятельным, решать сложные учебные вопросы, дисциплинирует и, самое главное, мотивирует на углубленное изучение предмета. А дальше? Где он может вне школы использовать полученный опыт? Если бы вузы были заинтересованы не только в количестве набранных баллов на ЕГЭ, но и в результатах абитуриента в научно-практических и исследовательских конкурсах на протяжении его учебы в школе, тогда бы и мотивация ученика была другой. И можно было бы говорить о преемственности в обучении на этапе окончания школы и поступления в вуз. Хотелось бы, чтобы представители вузов входили в состав жюри конкурсов и обеспечивали внешнюю оценку проектной деятельности школьников. Такой формат, конечно, есть в московских проектах предпрофессионального образования, но конкурсов и олимпиад в городе намного больше.
В среднем и старшем звеньях особую роль играет профильное обучение. Такой запрос есть и у детей, и у родителей, и он один из самых главных на сегодняшний день. В осуществлении этой деятельности необходимо обязательное сотрудничество школ и вузов, именно оно гарантирует возможность ученику раскрыть максимально полно свои способности в определенной области знаний. Но, к сожалению, четкого механизма взаимодействия не выработано, поэтому вузам проще и удобнее осуществлять на местах довузовскую подготовку абитуриентов. Примером подобного сотрудничества могут служить практические конференции для старшеклассников, проводимые институтами на базе школ. Обмен опытом между преподавателями школы и вузов тоже никогда не бывает лишним. Удачно, когда победители муниципального тура ВсОШ занимаются подготовкой к региональному туру не в школе, а на специальных городских площадках.
Таким образом, город и современная школа предоставляют много возможностей для самореализации подростка. Но почему только учитель должен заниматься мотивацией учащихся? На наш взгляд, учитель перегружен проектами и предложениями совершенно разных организаций при отсутствии системности и согласованности действий между ними. Самое важное и трудное для учителя - не запутаться в изобилии больших и маленьких проектов, конкурсов, ресурсов, услышать цели родителей, сопоставить их с нашими школьными и своими собственными профессиональными целями и не растворить все это в бесконечном множестве предлагаемых обстоятельств. А может, пора задуматься над сотрудничеством всех сторон, заинтересованных в формировании гармонично развитой личности?.. И неплохо бы послушать самих детей…

Наталья ВЕЛИЧКО, Екатерина ХАРЧЕНКО, Елена ЕВСТЕФЕЕВА, учителя школы №1284