Во-первых, изменился состав обучающихся: сегодня мы в основном работаем не только с подростками, но и с людьми, у которых возникают проблемы с получением среднего образования из-за большого перерыва в учебе. Социальный портрет нашего взрослого ученика таков: в свое время, например, после девятого класса он ушел в колледж, но ему там что-то не понравилось - специальность, обстановка или методы преподавания. Он бросил свой колледж, ушел работать, соответственно и школу не окончил. Но спустя какое-то время нашел неплохую работу, и руководители готовы бы продвигать его дальше по карьерной лестнице, но не смогли этого сделать, поскольку не позволило образование сотрудника. Есть и те, кто рано ушел работать, создал семью, и не было времени на образование, а потом захотелось развиваться и достичь профессионального роста. Многие целеустремленные ученики после школы поступают в вузы. Например, два года назад к нам пришла пятидесятилетняя женщина, которой нужно было сдать ЕГЭ, чтобы поступить в педагогический институт, на исторический факультет, и она его успешно сдала, а на следующий год одна из наших одиннадцатиклассниц уже будет сдавать ЕГЭ вместе со свой дочкой.
В такой работе свои нюансы. Мы стараемся не совмещать в одном классе детей и взрослых. 14‑16‑летние учатся в первую смену, а те, кто постарше, как правило, во вторую. Но бывает, что родители подростков сами просят перевести их детей во взрослые классы, и это приносит свои результаты: тиней­джеры, которые в обычное время норовят удрать с урока, опоздать или вовсе на него не прийти, вдруг после серьезного общения с взрослыми одноклассниками по-настоящему берутся за ум.
Нашим ученикам доступны самые разные формы обучения: дневные и вечерние очные классы, вечерние очно-заочные и заочные классы, кстати, наиболее популярные именно среди взрослых учеников. Есть также еще одна форма получения образования - самообразование.
Наша школа в Центральном округе одна. То, что она осталась, на наш взгляд, абсолютно верное решение Департамента образования города Москвы, так как статистика свидетельствует о том, что в последние годы спрос на данный вид обучения неуклонно растет: многие люди стремятся получить среднее образование без отрыва от работы после десятилетнего, а то и тридцатилетнего перерыва в учебе. Для многих это возможность не только добиться успеха в жизни, но и стать полноценным членом социума.
Открытые школы - это особые школы в системе московского образования, из-за пестрой разнородности обучающихся открытая школа становится много­уровневым, многопрофильным образовательным учреждением с настоящей полифонией организационных форм и учебных планов. Это и обеспечивает людям реальную возможность выбора подходящих им способов и темпов учебной деятельности. И в этом один из главных рычагов развития школы. Ведь учиться, как известно, никогда не поздно.

Виктор ГАЦЕНКО, и. о. директора открытой (сменной) школы №88