«Самым запоминающимся событием на ЧМ-2018 для меня были не голы, не гордо поднятый золотой трофей и не многомиллионные звездные игроки на поле» - так написал Ric Kelly в своей статье Leaving a Positive Leadership Legacy Is Really about Living Your Values Now в издании Entrepreneur, перевод которой я сделала, чтобы поделиться с вами.
ЧМ-2018 запомнился историей о том, как японская команда убрала дочиста свою раздевалку после досадного проигрыша 3:2 Бельгии и оставила записку со словами благодарности на русском языке принимающей стороне.
Это событие заставило задуматься о формировании положительного управленческого следа. Порой кажется, что мы тратим так много времени в погоне за целями и вычислением наших следующих управленческих шагов, вместо того чтобы сфокусироваться на том, чем конкретно мы хотим запомниться как организационные лидеры.
Исследования говорят о том, что люди в целом более мотивированы избегать негативных следов, нежели активно строить положительные. Это как раз то, что случилось с Альфредом Нобелем и его известной Нобелевской премией.
Нобель сделал свое состояние, когда стал производителем оружия в Швеции и изобрел динамит. Когда его брат Людвиг умер в 1888 году в Каннах, французские газеты по ошибке опубликовали некролог Алфреда Нобеля под заголовком «Торговец смертью мертв». Прочитав свой собственный некролог, Алфред Нобель ужаснулся тому, что его запомнят именно так, и немедленно завещал основную часть своего состояния Нобелевской премии. Его позитивный след живет уже много лет.
Нам не нужно читать преждевременные некрологи, для того чтобы начать думать о положительном следе руководителя. Строить свой позитивный след стоит уже с первых дней управления и закладывать во все, что вы делаете как руководитель.
Здесь не стоит полагаться на удачу.
Вырабатывайте свои главные ценности и думайте о том, как вы хотите запомниться как лидер. Превратите эти мысли в вашу миссию и живите ею каждый день своей жизни.
Не забывайте, что правильно руководить с помощью вопроса «Какие улучшения я могу совершить?».
Эмпатия, внимание к другим, создание вдохновляющей атмосферы, которые переживут вас и принесут хорошие результаты вашей организации, - это путь к построению положительного управленческого следа, и не стоит их путать с навязчивой идеей о репутации или с тем, чтобы стать эпонимом, то есть именем нарицательным.
Подбирайте за собой мусор.
Время от времени мы делаем ошибки или принимаем неправильное решение. Мы можем разочаровать, разрушить доверие и репутацию. И здесь требуются качества настоящего лидера, для того чтобы с достоинством вернуться и убрать за собой мусор, который мы создали, перестраивая мосты и потоки доверия. Миру известно много управленцев, которые были в состоянии войны с кем-нибудь до самого конца своей карьеры. Они оставляли за собой разбросанный повсюду «мусор», который доводил их репутацию и бизнес до края. След таких коррозирующих руководителей живет в биографических фильмах и кейсах, по которым учатся студенты MBA.
Еще одним примером культуры постоянного самосовершенствования и формирования своих репутационных следов на ЧМ-2018 были японские болельщики, которые, вместо того чтобы направиться в бары и выкрикивать хулиганские лозунги, остались после матча и убрали разбросанные стаканчики, бутылки и другой мусор, годный к вторичной переработке. Следы имеют тенденцию распространяться. Понятие «переработка отходов», а Япония имеет одну из самых эффективных систем вторичной переработки в мире, - это наиболее подходящая метафора о формировании управленческого следа.
В 1950 году психоаналитик Эрик Эриксон назвал генеративность седьмой из восьми стадий психологического развития человека. Это та стадия жизни, когда взрослые люди смещают фокус и обращают свой взгляд на то, что сможет их пережить. Термин фактически означает «я есть то, что будет жить после меня». Забота о других и формируемая вами окружающая среда - вот что по-настоящему имеет значение. Лидеры приходят и уходят. Правила и процедуры, тщательно выстраиваемые руководителями, могут быть быстро изменены их преемниками. Останутся лишь следы организационной культуры, то есть формируемые вами критерии подбора персонала, и люди, которых вы развиваете и вдохновляете на свершения. Именно они станут ДНК организации, руководителем которой вы сегодня являетесь.

Юлия ЯСИНСКАЯ, директор школы №1621