Прав российский философ М.М.Бахтин: «Язык - самый чуткий социальный феномен». И вот как бы случайно появившийся термин «цифровое поколение» (о нынешних школьниках) уже закрепился и стал устойчивым оборотом: цифровая экономика, цифровое образование, цифровая школа и наконец проект «Цифровая школа» (2017 г.) как результат поручения Правительства РФ. Совершенно понятно, что реализация этого проекта связана с принципиальным изменением приоритетов отечественной школы, содержания образования и, конечно, модернизацией образовательных технологий и процесса обучения. С какими целями образования связана новая стратегия развития современной школы?
Известно, что содержание, уровень и качество подготовки нынешнего выпускника школы - это качество завтрашнего специалиста. Вуз не может работать в догоняющем режиме (то есть доучивать студента-первокурсника): вчерашний выпускник должен быть готов к высокому старту - это первое. Второе: высокого уровня и качества профессионального образования, особенно высшего, требуют самые передовые отрасли науки, экономики и производства. Несомненно, к числу таковых относится космонавтика - одна из самых наукоемких, динамичных и затратных сфер человеческой деятельности, интегрирующая достижения естественно-научного знания (включая знания о человеке и его поведении в экстремальных условиях), математики, гуманитарных наук (философии, психологии, социальной психологии, социологии), современных технологий - информационных, компьютерных, цифровых и многое другое. Благодаря участию нашей школы в комплексном проекте Департамента образования города Москвы «Умная школа» (2011‑2012 гг.), реализуя профильное обучение через инженерный профиль (профильные классы: инженерно-технический, кадетский, военных переводчиков), сердцевиной которого является инженерно-космическое направление (его основа - Курчатовский центр); медицинский профиль (медицинский класс), социально-экономический, гуманитарный и академический классы, сотрудничая с МГТУ имени Н.Э.Баумана, Центром подготовки космонавтов (Звездный), являясь ассоциированным членом проекта «Школа Сколково», мы убедились в том, что проблема нынешнего образования в создании такой системы обучения, которая бы опиралась на интеграцию науки, инженерии, математики, робототехники, информационных, компьютерных и цифровых технологий. Задача современной школы в том, чтобы сформировать готовность у школьника к освоению инновационной стратегии обучения в вузе, ресурсное и научно-методическое оснащение которой позволяет высокими темпами осваивать и разрабатывать новые технологии обработки разнообразной информации, отвечая на вызовы научно-технического прогресса опережающим обучением.
Обращаясь к новейшим научным разработкам и источникам информации (исследования А.М.Кондакова, С.Д.Григорьева), мы обратили внимание на подходы к развитию инженерного образования, которые, на наш взгляд, необходимо тщательно проанализировать и выбрать наиболее отвечающие нашим запросам, потребностям и возможностям. Главная особенность всех подходов - научность, интеграция и вариативность, ставка на новейшие технологии обучения в школе и вузе. Новое видение миссии: образование, ориентированное на решение практических задач, очень быстро становится неактуальным. Поэтому мы приглашаем к диалогу педагогическое сообщество заинтересованных сторон.
Мы полагаем, что развитие прорывных сфер человеческой деятельности, каковой в первую очередь является космонавтика с множеством направлений (инженерно-космическое, медико-космическое, эколого-космическое, космические технологии и многие другие), - это дело во славу Родины, и на этом пути у нас есть достойные примеры. Вот почему мы обратили внимание на инновационное образование - STEM-образование. Согласно исследованию члена-корреспондента РАО, доктора технических наук, профессора С.Д.Григорьева «Инженерное образование «Цифровая школа» STEM - это аббревиатура-акроним английских слов science, technology, engineering and mathematics, или «наука», «технология», «инженерия» и «математика». STEM-образование призвано адаптировать обучающихся к новым актуальным технологиям. В последнее время начали развиваться родственные направления этого тренда:
- STM (наука, техника и математика или наука, техника и медицина);
- eSTEM (экологический STEM);
- iSTEM (естественные науки, техника, инженерия и математика) - определяет новые способы обучения направлениям, связанным со STEM;
- STEMLE (наука, техника, инженерия, математика, право и экономика) - выделяет темы, ориентированные на такие области, как прикладные социальные науки и антропология, регулирование, кибернетика, машинное обучение, социальные системы, прикладная экономика и прикладные социальные науки;
- STEMS^2 (наука, техника, инженерия, математика, общественные науки) - интегрирует STEM с общественными науками;
- STREM (наука, техника, робототехника, инженерия и математика) - добавляет робототехнику в качестве направления;
- STREM (наука, техника, робототехника, инженерия и мультимедиа) - добавляет робототехнику в качестве направления и заменяет математику средствами массовой информации;
- STREAM (наука, техника, робототехника, инженерия, искусство и математика) - добавляет робототехнику и искусство как направления;
- STEAM (наука, техника, инженерия, искусство и математика).
Необходимо особо отметить сложность и многогранность STEM-образования, требующие STEM-грамотности. Для этого разрабатываются разнообразные программы по виду, направлению, уровню сложности и могут реализовываться в школьном обучении.
Первое направление предполагает расширение учебного опыта в отдельных STEM-предметах, используя проблемно ориентированную учебную деятельность, в ходе которой аналитические концепции применяются к реальным мировым проблемам с целью лучшего понимания сложных концепций обучающимися.
Второй подход основан на интеграции знания STEM-предметов с целью более глубокого понимания их содержания, что приводит к расширению возможностей обучающихся в выборе технического или научного направления будущей карьеры.
Третий подход основан на многопрофильности и интегративности в обучении STEM-дисциплинам, по образу реальных производственных условий - на том, что мы называем погружением. Обучающийся может применить свои знания для решения плохо структурированных технологических проблем, развить технические способности и более интенсивно овладевать навыками высокоорганизованного мышления. Обучение строится как проблемно ориентированная учебная деятельность (метод проектов, техническое проектирование), которая объединяет научные принципы, технологию, проектирование и математику в одну учебную STEM-программу. Эта программа может преподаваться в качестве нового отдельного предмета или использоваться для оказания помощи уже существующим STEM-предметам для достижения наиболее значимых результатов.
Четвертый подход предполагает внедрение инноваций в методику обучения каждому из отдельных STEM-предметов и рассматривается как интегративный подход к обучению, где основные понятия науки, технологии, инженерии и математики перенесены в одну учебную STEM-программу.
По мнению специалистов, STEM-образование - это современный образовательный феномен, означающий повышение качества понимания обучающимися дисциплин, относящихся к науке, технологии, инженерии и математике, цель которого - подготовка обучающихся к более эффективному применению знаний для решения профессиональных задач и проблем (в том числе через улучшение навыков высокоорганизованного мышления) и развитие компетенций в области STEM, позволяющие успешно и гибко решить проблемы адаптации к новых технологиям.
Опыт использования STEM-образования показывает возможность адаптации его к различным уровням образования, так как позволяет компенсировать недостаточность фундаментальной подготовки в области точных наук, акцентируя на необходимых и актуальных элементах содержания образования (И.Люблинская). STEM-образование требует использования реального оборудования в процессе обучения, которое не может быть заменено на компьютерные модели без потери образовательных результатов, например, различных робототехнических конструкторов. Технологическое обновление российской школы и, в частности, развитие космического направления, в котором, на наш взгляд, можно найти оптимальные варианты STEM-образования, открывает огромные возможности. Здесь уместно учесть мнение А.М.Кондакова, члена-корреспондента РАО (А.М.Кондаков. «Цифровое образование для цифровой экономики»), о необходимости использовать:
- систему сетевого взаимодействия для высокомотивированных и талантливых обучающихся на основе профиля компетенций и персональных траекторий развития, обеспечивающую их раннее выявление, поддержку и сопровождение;
- систему сбора и анализа больших массивов данных;
- систему мониторинга качества образования, условий для реализации обучающимися персональных образовательных траекторий;
- цифровое представительство образовательных организаций, инновационных площадок;
- облачную цифровую систему поддержки всех предметных областей, включающую цифровой контент - электронные учебные материалы (цифровые образовательные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, учебные онлайн-курсы, массовые открытые онлайн-курсы и др.), совокупность дистанционных образовательных технологий и электронного обучения для всех видов и форм деятельности обучающихся, в том числе в сетевом взаимодействии с другими организациями общего и дополнительного образования, культуры, науки и бизнеса, в соответствии с требованиями цифровой экономики;
- технологии адаптивного обучения, обеспечивающие индивидуализацию процесса обучения и поддержку учащихся с низкими образовательными результатами.
Тенденция развития технопарков, безусловно, продуктивна, но и здесь необходимо найти и сконструировать их российский вариант, возможно, вернуться к системам «школа - вуз», втуз, «школа - вуз - производство» с целью более рационального распределения ресурсов и освоения компонентов STEM-образования.
На повестке дня не только эта проблема, но проблема подготовки нового учителя, а значит, и проблема модернизации педагогического образования и высшей школы.
Приглашаем к обсуждению проблем!

Татьяна РОДИОНОВА, директор школы №354 имени Д.М.Карбышева, кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный учитель школы РФ