Преемственность поколений
Впрочем, старость здесь не означает нечто застывшее и увядающее. Напротив, главной особенностью 315‑й стала преемственность поколений, которая здесь развита в высшей степени.
Например, Людмила Липатникова - учитель в третьем поколении. Ее мама Галина Михайловна и бабушка Людмила Ефимовна также учителя. Правда, в отличие от них Людмила решила вести уроки не в начальной школе, а заниматься с подростками. Вот уже пятнадцать лет она преподает английский язык, чему очень рада.
- Я всегда знала, что буду работать учителем, - рассказывает Людмила Липатникова. - Именно в школе я проводила большую часть своего времени. После выпуска получила педагогическое образование, окончила Институт иностранных языков и вернулась в родную школу уже в качестве учителя. Самый ценный совет, который мне дали мои бабушка и мама: «Люби детей, и они ответят тебе взаимностью, а еще будь открытой и честной». Я стараюсь полностью следовать этому постулату. Ведь работать с подростками очень интересно. Иногда выходит, что не я их учу, а они меня. Каждый ребенок уникальная и самобытная личность. На уроке мы много беседуем на английском, и каждый может рассказать о себе, о своих увлечениях и суждениях. Это здорово.
Таких династий в 315‑й немало. Например, семья Агапкиных. Клавдия Васильевна Агапкина долгое время преподавала физкультуру и вела уроки труда. С ее именем связана удивительная история. Когда Клавдия Васильевна только начала вести уроки, дети ее не слушались, и она от отчаяния встала на руки и прошла в таком положении весь зал. Наступило полное молчание, и с тех пор ребята ее очень полюбили. Теперь в школе трудится дочь Клавдии Васильевны, Ольга Агапкина, которая преподает информатику.
Другая династия в школе №315 - театрально-психологическая. Виктория Федоровна Фридман более пятидесяти лет отдала образованию, преподавая русский язык и литературу. С ее именем связана и знаменитая театральная студия «Бригантина», которая более пятидесяти лет открывала детские таланты. Виктория Федоровна была ее создателем и бессменным руководителем. После ее смерти в 2016 году «Бригантина» опустила паруса, но возник новый театр с замысловатым названием «Кламорис». В нем играют в основном старшеклассники. Причем дети сами участвуют в постановках в качестве помощников режиссера, а также организуют радиопередачи, посвященные прошедшим спектаклям. За костюмы же и декорации в театре отвечает дочь Виктории Федоровны, Ирина Карловна Фридман, которая помимо этого работает в школе педагогом-психологом.
Вообще уроки психологии в школе существуют очень давно, и эта дисциплина в качестве пройденного курса идет в аттестат. В девятом классе ведется даже отдельный курс «Мышление и речь», где дети дискутируют, защищают свою точку зрения, учатся быстро и нестандартно мыслить. Так что душевное состояние учеников в надежных руках. Да и с физическим, надо думать, все отлично.

Медицинский класс и математическая вертикаль
Благо в 315‑й школе есть свой медицинский класс с 24‑летней историей, которым можно гордиться. Так считает заместитель директора по содержанию образования Мария Шестакова. Она с волнением рассказывает о благодарственном письме и грамотах от доктора Рошаля, которые ученики получили за участие в проекте «Вахта милосердия». Школа сотрудничает с Департаментом здравоохранения и НИИ детской неотложной хирургии и травматологии, а потому у ребят есть возможность проходить там практику.
- Они работают в различных отделениях, - объясняет Мария Шестакова. - Меняют постельное белье, помогают детям ходить, кормят, читают стихи и сказки, рисуют или просто разговаривают. В то же время ребята смотрят на работу врачей. При этом их обязательно заводят в гнойное отделение. Делать им там, конечно, ничего не дадут, но они увидят разные стороны профессии, в том числе и не самые романтичные. Готовят школьников постепенно. На первом собрании им показали оборудование и рассказали, как им пользоваться, а затем выступил врач, который сказал: «Если вы думаете, что профессия врача - это большие деньги, конфеты и благодарственные слова родителей, вы ошибаетесь. Это кровь, моча, это постоянное напряжение». Так что наши дети видят работу лучших врачей и пробуют себя именно в милосердии. Кроме того, школьники в десятом классе проходят обязательную медицинскую практику в больнице Бахрушина. Признаюсь, иногда после такой практики дети решают уйти из медицинского класса, и я считаю, что это хорошо, поскольку подобный опыт позволяет понять, подходит тебе профессия врача или нет.
Впрочем, сильны учащиеся школы не только в медицине. Они занимают призовые места на всероссийских и московских олимпиадах, например, в этом году ученик 315‑й вошел в тройку лучших на олимпиаде по экономике. Школа вступила в проект «Математическая вертикаль». Для этого сформировали специальный класс. Его ученики отправляются на неделю в технопарк Московского государственного университета им. Н.Э.Баумана. Там ребята делают собственные исследования.
- Учителя школы, которые будут вести занятия в этом классе, сами прошли специальное тестирование, - отмечает Наталья Шестакова. - Все потому, что новая методика предполагает иной подход к обучению математике. Подход, в котором главная задача - научить видеть математику в жизни, чтобы понимать, насколько ответственны те или иные решения.
Сильны в школе и технические специальности, а недавно открылся кружок по робототехнике. До этого большим успехом пользовались уроки по авиамоделированию. Причем такой интерес оказался настолько сильным, что ребята участвовали на авиасалоне «МАКС» и даже получили патент на летательный аппарат «Утка».
Более 60 лет школа №315 сотрудничает с МГТУ имени Н.Э.Баумана. И каждый год выпускники физико-математического класса выбирают инженерные или физико-матемитические факультеты ведущих вузов страны.
Любят здесь и путешествовать. Причем не забавы ради, а в экологических и экспедиционных целях. Так, школьники побывали на Кольском полуострове, в Адыгее и на Урале, где плавали по реке Белой.
Ради жизни на Земле!
Однако, пожалуй, самым масштабным проектом, который организовала школа, стал смотр-конкурс творческих коллективов образовательных организаций Москвы «Ради жизни на Земле!». Он проводился по двенадцати творческим номинациям. В прошлом учебном году в нем приняли участие двадцать восемь тысяч человек в возрасте от 5 до 23 лет. Всего же смотр-конкурс проходил в течение трех лет.
- Для нас такой проект - уникальное достижение, - рассказывает директор школы №315 Светлана Соколова. - Мы небольшое образовательное учреждение, но, несмотря на это, смогли собрать на разных площадках огромное количество ярких, интересных, творческих детей и молодежи и дать им возможность проявить свои незаурядные способности.
Кроме того, 315‑я школа была одной из московских школ, организовавших открытые соревнования по оказанию первой помощи среди образовательных организаций Москвы First Aid Contest. А также школа №315 выступила инициатором фестиваля молодежных субкультур «Территория свободы. Молодежь без наркотиков». Его целью стала пропаганда и активная реклама здорового образа жизни. На протяжении всего фестиваля звучали слоганы «Мир против наркотиков!», «Молодое поколение против наркотиков!». Форум позволил открыть новые имена в музыке и танцевальном искусстве и привлечь большое количество молодых людей к активной яркой жизни без вредных привычек. Участниками конкурсов были не только учащиеся школ и гимназий, но и студенты колледжей, техникумов, институтов, университетов и даже академий.
В школе за последние 2,5 года стало мощными темпами развиваться дополнительное образование, появилась детская телестудия.
Именно собственная телестудия обеспечивает информационную поддержку всех смотров, соревнований, конкурсов и других событий, которые организовывает школа.
- Ребята снимают репортажи, мы делаем новости, - рассказывает Светлана Соколова. - Все наши конкурсы, события, все, чем живет школа, освещалось и в прямом эфире в YouTube, и до сих пор есть свой информационный канал в Интернете. Наши корреспонденты делают творческие зарисовки на всех конференциях. Мы транслируем наши новости прямо в школе. Более того, в школе обучают сценаристов, режиссеров и журналистов.
Такая любовь к журналистике неудивительна, ведь выпускником школы был один из мэтров печатного слова Анатолий Аграновский.
Вообще же 315‑я школа одно из немногих учебных заведений, где практикуется предметное обучение в начальных классах. Иначе говоря, у каждой дисциплины начиная с первого класса есть отдельный учитель.
- Дети попадают в интерактивную среду и привыкают к разно­образию учителей, - рассказывает Светлана Соколова. - Более того, дети у нас не читают по хрестоматиям в кратком изложении, а проходят все произведения полностью. Сама программа по литературе у нас авторская. С первого класса ребята уже пишут маленькие сочинения и эссе. Таким образом, детей мотивируют, чтобы они размышляли и задавали вопросы. Много вопросов. У нас есть традиция проводить творческие недели. Например, неделя русских народных сказок, неделя басен Ивана Крылова. В течение семи дней учащиеся всех классов готовят спектакли, сценки из сказок и басен. Вся школа начинает жить в таком творческом порыве.
2019 год для школы №315 будет юбилейный, здесь будут отмечать 90‑летие!

Светлана СОКОЛОВА, директор школы №315